в 1993 году состоялся самый первый релиз Doom — через ftp-сервер сети университета Висконсина
Эта первая публичная версия 1.0 была бесплатной, само собой, под MS-DOS и состояла только из одного эпизода — Knee-deep in Dead.
Как бы продемонстрировать, что релиз оказался, мягко говоря, успешным? Скажем правду: ftp-сервер университета Висконсина рушился дважды — так много оказалось желающих скачать себе Doom от не очень известной в те годы студии Id Software.
В чем секрет? Уж точно не в сюжете. Приключения безымянного морпеха на захваченных адскими демонами Марсе и Фобосе — это скорее для галочки. Главное в Doom — это внимание к деталям. Игра, ставшая развитием ветхозаветной Wolfenstein 3D и даже не обладавшая настоящей трехмерностью, оказалась удивительно объемной и живой.
Здесь даже можно было почувствовать вес персонажа — камера раскачивалась так реалистично, что возникала иллюзия того, что вы именно шагаете, а не плывете над полом. Продуманное оружие, монстры, всегда оказывающиеся к месту, дизайн уровней — в Doom все это оказалось на высоте.
Игру не сумел провалить даже бездарный маркетинг: полную версию из 3-х эпизодов распространяли только по почте, что в те годы в США было уже совсем не актуально. Даже бесплатная версия из одного эпизода в 9 уровней оказалась законченным продуктом, а остальные два скорее воспринимались как дополнение.
Насколько успешным оказался этот самый первый Doom? За все время было продано 2 млн копий этой игры. А сколько было скачано просто так…
Затем уже последовали Doom II, Ultimate Doom, Final Doom. На движке Doom функционировали Heretic, Hexen, Rise of the Triad, Strife и масса подобных игр. Короче, Doom — это символ жанра «Шутер от первого лица», и немногим удалось приблизиться к его славе. Даже когда все уровни были пройдены, все монстры вымочены, а все секреты раскрыты, Doom продолжал жить за счет мультиплеера.
У нас в стране была популярна забава «Притащи комп к другу — порубись в Doom». Народ, бывало, стаскивал до 16 компьютеров в одну квартиру и в этой импровизированной сети играл в Doom до потери пульса.
Doom был портирован на все основные и не очень платформы: компьютеры, консоли, телефоны и даже фотоаппараты, а энтузиасты до сих пор модифицируют его движок, прикручивая к нему современный бамп-мэппинг, освещение и шейдеры. Doom — это действительно предмет культа.