Нью-Йорк образца середины XIX века в транспортном отношении был ужасен. Представьте себе жуткую тесноту, хаос и регулярные пробки из конных экипажей, и поймете, что город этот вовсе не был подарком. Но нашелся человек, который предложил радикальное решение проблемы. Решение, которое даже сегодня кажется революционным. Это был бизнесмен и изобретатель Альфред Эли Бич (Alfred Ely Beach).

NY_1873

Отец Бича владел газетой New Your Sun, а Бич-младший среди прочего основал популярнейшее сегодня издание Scientific AmericanИзобретений у него тоже хватало: например, пишущая машинка для слепых или фуникулер улучшенной конструкции. Но дело всей его жизни касалось именно транспорта.

Бич, житель Нью-Йорка, вдоволь настрадавшийся из-за транспортного коллапса в городе, где-то в начале 60-х пришел к мысли, что город может спасти только альтернативная транспортная система. Например, «вторая улица», проложенная под землей, где экипажи будут перемещаться совершенно свободно. Вот только в качестве движителя для экипажей Бич предложил использовать не лошадей и даже не паровой двигатель как в молодом тогда лондонском метро. Вместо этого он решил использовать тот же принцип, что и в пневмопочте — первые такие системы появились в Лондоне и Нью-Йорке как раз в начале 60-х годов.

Beach_Pneumatic_metro_2

Технология, которую Альфред Бич предложил и запатентовал в 1865 году, была одновременно проста и до боли напоминала то, что Элон Маск называет Hyperloop.

Под землей прокладывали круглую в сечении и выложенную кирпичом трубу, на обоих концах которой располагались мощные вентиляторы. Пассажиры размещались в капсуле, которую толкало вперед давление, нагнетаемое вентиляторами. Забавно, что прототип такой системы еще за 20 лет до Бича построил британец Джордж Медхерст (George Medhurst).

Думаете, у Бича дело ограничилось патентом? Как бы не так! В 1867 году на ярмарке, организованной Американским Институтом, он из дерева построил действующую модель транспортной трубы длиной 30 метров. Как и было задумано, вагончик с 10-ю пассажирами перемещался по трубе под действием потока воздуха от вентилятора. Посетители и пресса были в полном восторге!

Beach_Pneumatic_metro_3

Но одно дело модели, а другое — настоящее строительство. Альфреду Бичу удалось получить разрешение на строительство системы для транспортировки почты, но не людей. Однако этот транспортный Прометей в обстановке секретности начал воплощать именно свою идею, не размениваясь на доставку почты. Первоначальный план был таков: прорыть 100-метровый туннель от Бродвея и Уоррен до Мюррей стрит, оснастить его вентиляторами и пустить по нему вагончик на 30 персон.

Beach_Pneumatic_metro_4 Alfred C. Loonam Collection

Бич и его команда потратили на строительство 2 года, прежде чем на собственном опыте узнали, что такое звериный оскал капитализма и административный ресурс. Им даже удалось построить в меру роскошную станцию, чтобы впечатлить отцов города. Однако один из этих отцов, Босс Твид, предпочел протолкнуть собственный проект — наземное метро. Разумеется, предпочтение отдали плану Твида, а Бич лишился финансирования.

Как видите, забытый всеми изобретатель еще 150 лет назад продемонстрировал, что пневматический общественный транспорт имеет право на жизнь. Другой вопрос, что и Бич, попытайся он запустить свою систему, и последователи Маска столкнутся с массой технических трудности, которые сегодня актуальны так же, как и в XIX веке. Но попробовать-то можно! Хотя бы ради того, чтобы не ударить в грязь лицом, когда дело дойдет до сравнения.

Hyperloop

В конце-концов сегодня у нас гораздо больше шансов запустить Hyperloop, чем у Альфреда Бича — его пневматическое метро.

Источник: gizmodo.com