В 1:00 15 декабря 1983 года зрители телеканала KMVT в Твин Фолс, штат Айдахо первыми на планете увидели этот легендарный рекламный ролик Macintosh
Вы конечно видели этот шедевр рекламы, снятый по мотивам антиутопии «1984» Оруэлла. Серое будущее, зомбированные бритоголовые рабочие и Большой Брат, промывающий им мозги с экрана. А дальше — спортсменка с молотом, экран разлетается вдребезги и… «24 января Apple Computer представит Macintosh, и вы поймете, почему 1984 год не будет похож на «1984».
Считается, что впервые ролик был продемонстрирован во время финала 18-го Суперкубка по американскому футболу 22 января 1984 года. Однако рекламное агентство Chiat/Day решилось на тестовый запуск «1984» более чем за месяц до назначенной даты, чтобы оценить его потенциал. Маленький городок и небольшой телеканал отлично подходили для этой задачи. В случае успеха агентство ничего не теряло, а в случае провала никто кроме жителей Твин Фолс о нем не узнал бы.
Отзывы даже в американском захолустье оказались самыми лестными, и с 17 января «1984» начали крутить в кинотеатрах. Причем ряд владельцев продолжал показ ролика и после того как истек контракт — до того он всем понравился.
А ведь икону телерекламы, снятую самим Ридли Скоттом, чуть было не «зарезало» тогдашнее руководство Apple. Глава рекламного отдела Apple Джон Скалли позднее вспоминал, что после первого просмотра это руководство в лице первого инвестора и одного из основателей компании Майка Маркуллы поинтересовалось:
Кто хочет обратиться в новое рекламное агентство?
Положение спас Стив Возняк, которому ролик, напротив, безумно понравился. Он согласился оплатить из собственного кармана половину стоимости тайм-слота на Суперкубке — лишь бы только «1984» запустили. И он большой молодец! Зря что-ли мистер Скотт снимал это эпохальное видео и нанимал настоящих скинхедов на роль бритоголовых рабочих, выплачивая каждому по $125 в день? Кстати, бюджет у «1984» по тем временам был огромный — $750 000.
Стив Джобс, Джон Скалли и Стив Возняк
В итоге, все получилось. После Суперкубка 22 января 1984 года зрители больше обсуждали загадочный ролик, чем саму игру. Вечером того же дня пошли упоминания о нем в новостных репортажах NBC, ABC и CBS, а также 50 локальных станций. Затем в течение недели о «1984» написали Time, BusinessWeek, Fortune, Forbs, Wall Street Journal и New Your Times. Все они обсуждали новый компьютер Apple и его рекламный ролик и в результате бесплатно разрекламировали Macintosh, по самым скромным подсчётам, на $5 миллионов.
Недальновидное руководство Apple принесло свои извинения и горячо поблагодарило рекламный отдел и команду, создавшую Macintosh.
И во многом благодаря «1984» с января по май 1984 года Apple удалось продать свыше 70 тысяч новых компьютеров.
А в 2004 году актрисе Ане Мэйджор пририсовали iPod с белыми наушниками, и в новой версии «1984» Большого Брата избивали молотом уже от имени нового медиаплеера Apple.
Кадр из «1984» 2004 года