В 1:00 15 декабря 1983 года зрители телеканала KMVT в Твин Фолс, штат Айдахо первыми на планете увидели этот легендарный рекламный ролик Macintosh

1984

Вы конечно видели этот шедевр рекламы, снятый по мотивам антиутопии «1984» Оруэлла. Серое будущее, зомбированные бритоголовые рабочие и Большой Брат, промывающий им мозги с экрана. А дальше — спортсменка с молотом, экран разлетается вдребезги и… «24 января Apple Computer представит Macintosh, и вы поймете, почему 1984 год не будет похож на «1984».

1984_2

Считается, что впервые ролик был продемонстрирован во время финала 18-го Суперкубка по американскому футболу 22 января 1984 года. Однако рекламное агентство  Chiat/Day решилось на тестовый запуск «1984» более чем за месяц до назначенной даты, чтобы оценить его потенциал. Маленький городок и небольшой телеканал отлично подходили для этой задачи. В случае успеха агентство ничего не теряло, а в случае провала никто кроме жителей Твин Фолс о нем не узнал бы.

Отзывы даже в американском захолустье оказались самыми лестными, и с 17 января «1984» начали крутить в кинотеатрах. Причем ряд владельцев продолжал показ ролика и после того как истек контракт — до того он всем понравился.

HEADER

А ведь икону телерекламы, снятую самим Ридли Скоттом, чуть было не «зарезало» тогдашнее руководство Apple. Глава рекламного отдела Apple Джон Скалли позднее вспоминал, что после первого просмотра это руководство в лице первого инвестора и одного из основателей компании Майка Маркуллы поинтересовалось:

Кто хочет обратиться в новое рекламное агентство?

Положение спас Стив Возняк, которому ролик, напротив, безумно понравился. Он согласился оплатить из собственного кармана половину стоимости тайм-слота на Суперкубке — лишь бы только «1984» запустили. И он большой молодец! Зря что-ли мистер Скотт снимал это эпохальное видео и нанимал настоящих скинхедов на роль бритоголовых рабочих, выплачивая каждому по $125 в день? Кстати, бюджет у «1984» по тем временам был огромный — $750 000.

Jobs_Scally_Woz

Стив Джобс, Джон Скалли и Стив Возняк

В итоге, все получилось. После Суперкубка 22 января 1984 года зрители больше обсуждали загадочный ролик, чем саму игру. Вечером того же дня пошли упоминания о нем в новостных репортажах NBC, ABC и CBS, а также 50 локальных станций. Затем в течение недели о «1984» написали Time, BusinessWeek, Fortune, Forbs, Wall Street Journal и New Your Times. Все они обсуждали новый компьютер Apple и его рекламный ролик и в результате бесплатно разрекламировали Macintosh, по самым скромным подсчётам, на $5 миллионов.

Недальновидное руководство Apple принесло свои извинения и горячо поблагодарило рекламный отдел и команду, создавшую Macintosh.

Macintosh_Jobs_1984

И во многом благодаря «1984» с января по май 1984 года Apple удалось продать свыше 70 тысяч новых компьютеров.

А в 2004 году актрисе Ане Мэйджор пририсовали iPod с белыми наушниками, и в новой версии «1984» Большого Брата избивали молотом уже от имени нового медиаплеера Apple.

1984_2004

Кадр из «1984» 2004 года