После самого успешного в истории квартала, компания переживает одно из самых сильных падений акции за всю свою историю. Давайте попробуем выяснить — почему?
И так, компания отчиталась за Q1 2013 финансового года, показав лучший результат за всю историю. Но тем не менее акции компании продолжают падать, а аналитики не слишком рады таким результатам, хотя с первого взгляда всё выглядит довольно благополучно.
Однако, есть несколько не совсем очевидных моментов, которые сразу мало кто заметил.
Рост издержек
И так, первое, что меня удивило сразу после прочтения официальных данных, так это тот факт, что доход компании вырос на $8.6 млрд., её чистая прибыль осталась на том же уровне ($13.1 млрд.) по сравнению с Q4 2012.
Это говорит о том, что у компании серьёзно выросли затраты на издержки всего лишь за квартал. И рост на $8.6 млрд. это очень и очень серьёзно.
Тому есть несколько причин, о некоторых из них мы поговорим ниже.
Проблемы с SAMSUNG и переориентация на других поставщиков
Именно этот пункт, на мой взгляд, и является основной причиной роста издержек компании. Напряжённые отношения между двумя давними партнёрами, затянувшаяся судебная тяжба и, фактически, перенос заказов от SAMSUNG к другим поставщикам, и является основной причиной роста издержек.
А главное то, что рост продаж сдерживает не падение спроса, а снижение предложения от компании. А происходит оно именно потому, что новые поставщики не могут удовлетворить спрос на продукцию Apple.
Именно об этом, пусть и полу-намёками, говорили Кук и Опенгеймер на conference call после оглашения результатов Q1 2013.
Снижение продаж iMac и iPod
Apple собственными руками начала в 2010 году убивать рынок настольных систем. Никто не думал, даже автор этих строк, что всего через три года после презентации первого планшета от Apple, продажи настольных систем начнут падать столь быстрыми темпами.
Конечно, по сети бродят слухи о том, что в снижении продаж iMac виноваты проблемы с поставщиками комплектующих, но даже сам Тим Кук на conference call высказался в том духе, что данной проблемы в рамках iMac просто не существует. Вывод — падение спроса.
А вот падение спроса на iPod для нас представляет интересную задачку. Либо пользователи покупая себе устройства на iOS не видят резона покупать ещё и плеер, ибо он и так встроен в их устройства, либо обновлённая линейка пришлась не все по вкусу.
Падение продаж iPhone
И хотя разница между прогнозом и реальными цифрами составила не более 2 млн. штук (47.8 млн. штук продано при прогнозе в 50 млн.), всё же это весьма существенное различие и логично, что оно не сыграло на руку капитализации компании.
Аналитки видят причину в том, что раньше Apple давал более размытые прогнозы и, соответственно, было проще в них попасть.
Сейчас же, когда при прогнозировании, компания пытается дать гораздо более чёткие цифры, то и отклонение от них воспринимается рынком болезненнее.
Итог
Как видим, есть достаточное основание для падения стоимости акций, не смотря на то, что первый квартал 2013 финансового года стал не только самым успешным, с точки зрения финансовых показателей, но и одним из самых сложных с рыночной точки зрения.
Компании нужно будет решать большое количество проблем, причём весьма быстро, и главное не делать при этом критических ошибок.
Компании нужно несколько абсолютно новых, крепких продуктов, которые не только смогут захватить внимание публики и обеспечить устойчивые продажи, но и найти таких поставщиков, которые смогу обеспечить компании нужный объём поставок.
Задача сложная. Однако, я уверен, в Apple справятся. Не в первый раз.