10. Lockheed SR-71
Высотный стратегический разведчик ВВС США. Простой и сложный, великий и ужасный. Всего было сделано 32 машины и это весьма крупная серия для самолёта, который имел почти целиком титановый корпус. Из эти 32-х 12 было потеряно в небоевых инцидентах.
Состоял на вооружении армии США с 1966 по 1998 год. Принимал участие во всех крупных военных конфликтах как самолёт разведчик. Отличался высокой сложностью эксплуатации. Так, полностью заправленный, он не мог самостоятельно взлететь, поэтому была разработана следующая схема: самолёт взлетал с небольшим запасом топлива, его дозаправляли в воздухе, и уже затем он отправлялся на выполнение боевого задания.
Несмотря на все сложности и минусы SR-71, это один из величайших самолётов в истории. Первый серийный, который может развивать скорость в 3,2 единицы Маха, он достоин своего места.
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 32,74 м
- Размах крыла: 16,94 м
- Высота: 5,64 м
- Площадь крыла: 141,1 м²
- Масса пустого: 27215 кг
- Максимальная взлётная масса: 77100 кг
- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
- Масса топлива: 46180 кг
- Максимально допустимая скорость: 3,2 М
- Дальность полёта: 5230 км
- Радиус действия: 2000 км
- Продолжительность полёта: 1,5 ч
- Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 350 м
- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
9. ТУ-144
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер.
И пусть он возил пассажиров всего на одном маршруте (Москва-Алма-Ата) и всего 7 месяцев (с 1 ноября 1977 по 1 июня 1978), этот самолёт стал символом отечественного авиастроения и реактивной пассажирской авиации в целом.
Да, ходят споры кто у кого скопировал: мы Конкорд или они ТУ-144, но факт есть факт. ТУ-144 первым вышел на рейс.
Уже позже, в 90-х, машина ТУ-144ЛЛ работала в тестах НАСА и таким образом, ещё раз, внесла свой вклад в развитие сверхзвуковой гражданской авиации.
- Экипаж: 4 человека
- Длина: 65.70 м
- Размах крыла: 28,0 м
- Высота: 12,5 м
- Площадь крыла: 503 м²
- Максимальная взлётная масса: 195000 кг
- Масса полезной нагрузки: 15000 кг
- Масса топлива: 98000 кг
- Максимальная скорость: 2,5 М
- Крейсекрская скорость: 2,2М
- Дальность полёта: 3080 км
- Практический потолок: 20000 м
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 2930/2570 м
8. Боинг 707
Один из первых реактивных пассажирских лайнеров, вышедших на мировые маршруты.
Во многом благодаря именно ему, коммерческие, пассажирские перевозки стали быстрыми, дешёвыми и удобными. Именно он дал возможность многим авиакомпаниям расширить сеть своих маршрутов и сделать их не только рентабельными, но и прибыльными.
Выпускавшейся с 1956 по 1991 год, он был построен в количестве 1010 экземпляров и это только в гражданском исполнении. Также, этот самолёт стал базой для создания первого реактивного самолёта президента США и под индексом SAM 26000 эксплуатировался с 1962 по 1990 год.
Самолёт уникален ещё и тем, что на его базе были созданы многочисленные военные модификации, которые используются до сих пор.
Например: КС-135 (воздушный танкер), E6 и E8 (самолёты радиоэлектронной разведки и целеуказания) и знаменитые E3 «АВАКС».
Да-да, и это всё Boeing 707, который совершил своё первый полёт 58 лет назад и до сих пор находится в эксплуатации.
- Длина: 44.70 м
- Размах крыла: 39,9 м
- Высота: 12,93 м
- Крейсерская скорость: 1000 км.ч.
- Максимальная взлётная масса: 116570 кг
- Масса пустого: 55580 кг
- Дальность полёта: 6820 км
7. Боинг 747
Икона пассажирских авиаперевозок. В течение 37 лет это был самый большой пассажирский самолёт на планете. Самый узнаваемый и самый любимый «киногерой» из всех гражданских самолётов.
Построенный как замена 707, новый самолёт стал спасательной шлюпкой для авиакомпаний на тех маршрутах, где с пассажиропотоком уже не справлялся 707-й и это не смотря на то, что прошло всего 13 лет после запуска последнего на линии.
Выпущенный в количестве 1446 единиц он продолжает выпускаться по сей день (правда только в грузовом варианте). Боинг 747 является легендарной машиной, на базе которой созданы десятки гражданских и военных вариантов.
Даже действующий самолёт президента США VC-25 есть не что иное как переделанный по спецзаказу Боинг 747-200B 90-го года.
- Экипаж: 3 человека
- Длина: 70.60 м
- Размах крыла: 59,6 м
- Высота: 19,3 м
- Площадь крыла: 511 м²
- Вес пустого: 162400кг
- Максимальная взлётная масса: 340200 кг
- Масса полезной нагрузки: 15000 кг
- Масса топлива: 98000 кг
- Максимальная скорость: 955 км.ч
- Крейсерская скорость:0,84М
- Дальность полёта: 9800 км
6. Cessna 172
Самый массовый самолёт в истории авиации. Машина, поставившая частную авиацию США на крыло и давшая путёвку в небо простым людям.
Машину, которую выпустили в количестве более 45000 (!!!) экземпляров можно по праву считать легендарной. С небольшим перерывом (с 1986 по 1996) 172-ю выпускают с 1956 года и останавливаться не собираются.
Что ещё можно добавить про этот самолёт? Пожалуй только то, что это просто легенда.
- Экипаж: 1 человек
- Пассажировместимость: 3 пассажира
- Длина: 8,28 м
- Размах крыла: 11,0 м
- Высота: 2,72 м
- Площадь крыла: 16,2 м²
- Масса пустого: 736 кг
- Максимальная взлётная масса: 1 112 кг
- Масса полезной нагрузки: 376 кг
5. B-29 «Суперфортресс»
Первый и единственный в мире самолёт, который применил атомное оружие по назначению (самолеты Enola Gay и Bockscar).
Пусть это достижение многим кажется сомнительным, но тем не менее это отличный стратегический бомбардировщик, успешно применявшийся как во Второй мировой войне так и в войне в Корее.
Машины, вступившие в строй в 1944 году, состояли на вооружении до 1960 года, когда их заменил более совершенный Б-52.
- Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
- Длина: 30,18 м
- Размах крыла: 43,04 м
- Диаметр несущего винта: 5,05 м
- Высота: 8,47 м
- Площадь крыла: 159,79 м²
- Масса пустого: 32 432 кг
- Масса снаряжённого: 36 652 кг
- Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
- Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
- Масса в бою: 45 926 кг
4. Douglas DC-3
Один из самых массовых и широко известных транспортно-пассажирских самолётов в истории мировой авиации.
Совершивший свой первый полёт 17 декабря 1935 года и произведённый в количестве более 16000 (!!!) экземпляров в трёх странах мира, этот самолёт эксплуатируется до сих пор (!!!) как грузовой и почтовый в количестве более 400 штук (!!!).
Самолёт разрабатывался как замена DC-2, с увеличенной дальностью и количеством пассажиров. В середине 30-х и начале 40-х пользовался огромным спросом у авиакомпаний США, так как позволял всего с тремя промежуточными посадками преодолеть территорию США от берега до берега, что тогда считалось выдающимся достижением, сократив время перелёта до 15 часов с запада на восток и 17 — с востока на запад, против почти суток прежде.
По лицензии производился в СССР (ПС-84) и Японии (Shows L2D). Затем у нас делали его реверс-инженерную копию ЛИ-2.
На наш взгляд — один из величайших самолётов в истории.
- Экипаж, чел 2
- Размах крыла, м 29.98
- Длина, м 19,66
- Высота, м 5.16
- Площадь крыла, м 91,7
- Масса пустого самолёта, кг 7700
- Крейсерская скорость , км/ч 297
- Максимальная скорость , км/ч 368
- Практическая дальность, км 2160
3. Hughes H-4 Hercules (spruce goose)
Один из самых удивительных самолётов в истории.
Первая и единственная гигантская летающая лодка из дерева. Долгое время удерживал мировой рекорд по размерам. До сих пор (65 лет) удерживает мировой рекорд по размаху крыла (97,54 м.).
Созданная несгибаемым Говардом Хьюзом, сделанная из дерева, потому, что ВВС США бойкотировали поставки алюминия строптивому миллиардеру, H4 навсегда вошёл в историю, совершив всего один единственный полёт длинной в 2 километра и никогда больше не поднимавшийся в воздух.
Уникальная конструкция, передовые технологии того времени, огромные размеры и отсутствие необходимости в специальном аэродроме делали этот самолёт идеальным транспортным средством даже в мирных целях но, маккартизм и «охота на ведьм» навсегда похоронили гениальное творение неординарного человека.
До самой своей смерти в 1976 году Говард Хьюз поддерживал самолёт в рабочем состоянии, тратя на это огромную по тем временам сумму — $1 млн. в год.
- Экипаж: 3 человека
- Длина: 66,45 м
- Размах крыла: 97,54 м
- Высота: 24,08 м
- Высота фюзеляжа: 9,1 м
- Площадь крыла: 1061,88 м²
- Максимальная взлётная масса: 180 тонн
- Масса полезной нагрузки: до 59000 кг
- Запас топлива: 52996 л
- Двигатели: 8× воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л.с. (2240 кВт) каждый
- Пропеллеры: 8× четырёхлопастных Hamilton Standard, диаметром 5,23 м
2. АН-225 «Мрия» (Мечта)
Самый большой в мире самолёт. Обладатель неимоверного количества рекордов по грузоподъёмности и перевозке габаритных грузов на расстояние. В рекордном полёте 22 марта 1989 года с грузом 156,3 тонны установил сразу 110 мировых рекордов. Это стало мировым рекордом по установлению мировых рекордов за один полёт.
Машина создавалась как часть комплекса «Энергия-Буран», для доставки крупногабаритных частей с заводов СССР на Байконур. Было заложено два экземпляра, но на данный момент летает только один.
Постоянно обсуждается возможность наладить серийное производство но, воз и ныне там. А жаль. На рынке грузоперевозок подобные машины очень востребованы, а аналогов за 25 лет ни в одной стране мира так и не построили.
Характеристики:
- Экипаж, чел 7
- Размах крыла, м 88.4
- Длина, м 84
- Высота, м 18.2
- Площадь крыла, м 2 905
- Масса пустого самолёта, кг 250 000
- Масса максимальная взлётная, кг 640 000
- Масса топлива нормальная, кг 300 000
- Крейсерская скорость , км/ч 850
- Практическая дальность, км 15 400
- Практическая дальность с максимальной нагрузкой, км 4500
- Практический потолок, м 11 000
- Полезная нагрузка дo 250 000 кг груза
1. Flyer I
Первый. Просто первый аппарат тяжелее воздуха, который смог совершить управляемый полёт с человеком на борту.
И лишь только поэтому он навсегда останется первым, лучшим и величайшим. Созданный Уилбуром и Орвилом Райт, которые занимались производством велосипедов, этот самолёт доказал всем, что полёт — удел не только птиц.
При стоимости менее 1000 долларов США (в ценах 1903 года) и сроках изготовления менее года, этот самолёт оказался самым эффективным на тот момент: в первый же день испытаний, 17 декабря 1903 года, братья сумели совершить первый полёт длинной 36,5 метров за 12 секунд на высоте 3 метра. За ним последовали ещё три успешных испытательных полёта.
А благодаря развитию технологий, первый в мире полёт человека на аппарате тяжелее воздуха был запечатлён на фотоплёнку.
Спасибо братьям Райт и их техническому гению за величайший дар — способность летать.
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 6.4 м
- Размах крыла: 12.3 м
- Высота: 2.7 м
- Площадь крыла: 47 м2
- Масса пустого: 274 кг
- Масса снаряжённого: 338 кг
- Силовая установка: 1 × рядный четырёхцилиндровый двигатель
- Мощность двигателей: 1 × 12 л.с.