в 2001 году заработал StumbleUpon.com — веб-поиск с рекомендацией контента и добавлением «одним кликом»

StumbleUpon работает по принципу комбинации контента, исходя из предпочтений групп пользователей и создает сообщества по интересам. То есть у каждого участника сети есть свой аккаунт (блог), участник оценивает сайты и распределяет их по интересам, рекомендует друзьям. Чем выше рейтинг ресурса, тем чаще он всплывает в рекомендациях. Иными, словами действует принцип «сарафанного радио».

Сам поиск реализован в виде бесплатной панели и ннструментов для браузера. Через нее происходит автоматизированный сбор, распространение и рецензирование web-контента, а пользователи могут просматривать контент через интерфейс подобный телевизионному — переключая каналы.

Стамблеры, участники сети, также могут оценивать и рецензировать блоги друг друга, объединяться в группы по интересам, которые являются коллективными блогами с заданной темой. Еще можно публиковать комментарии и ссылки, отвечающие заявленной тематике.

Что важно, база о личных предпочтениях пользователей StumbleUpon используется для таргетированной рекламы.

Несмотря на довольно почтенный возраст, ресурс и сегодня живее всех живых и насчитывает более 25 миллионов активных пользователей.

Кстати, в России существует отечественный аналог — SurfingBird, который не менее успешно реализует подобный принцип донесения контента в Рунете.