в 1996 году начался шахматный матч между суперкомпьютером IBM Deep Blue и гроссмейстером Гарри Каспаровым, и впервые машине удалось одержать победу над человеком
Правда, это был не тот знаменательный матч, где Каспаров был разгромлен. 10 февраля 1996 года ему все же удалось отстоять интеллектуальное превосходство человека. Согласно результатам, Каспаров победил со счетом 4-2. Но, отметим, две партии Deep Blue все же выиграл!
Хотя вообще-то Deep Blue от IBM был очень неоднозначной машиной.
IBM работала над программой по созданию цифрового шахматиста, который побьет настоящего гроссмейстера еще с 1989 года. Самая первая версия такого компьютера, Deep Thought, проиграла Каспарову в том же 1989 году. Машина и программа были усовершенствованы, однако в матче 1996 года Каспаров снова одержал победу.
Ранее, в 1995 году прототип Deep Blue к удивлению разработчиков проиграл программе Wchess, которая работала на обычной персоналке с процессором Pentium 90 MHz. Однако затем начались чудеса.
Для сравнения, в основе финальной версии Deep Blue 1997 года находится сервер IBM RS/6000 c 32 процессорами, и к каждому из них было подключено по 8 специализированных «шахматных» процессоров. То есть общее число шахматных процессоров достигало 256.
11 мая 1997 года состоялся знаменитый матч из шести партий между Каспаровым и компьютером — на этот раз доработанным Deep Blue. Матч был очень напряженным, и перед шестой партией счет оказался равным. Но затем, в ходе шестой партии всего за 19 ходов Каспаров был разбит. При этом партия продолжалась всего час, а это очень мало — шахматисты класса Каспарова не ограничивают себя во времени, и их партии могут продолжаться несколько часов.
Человек снова проиграл! Более того, более поздний «разбор полетов» показал, что на 44-м ходу программа допустила явную тактическую ошибку, и все равно сумела сумела обратить это себе на пользу. Если машина способна победить человека даже ошибаясь, это еще более повышает ее статус как мыслящего противника.
В дальнейшем, Каспарову тоже не очень везло с компьютерами. В 2003 году его серия из 6 матчей с Deep Junior закончилась ничьей — у машины и у человека было по одному выигрышу и четыре ничьи. А годом ранее другой знаменитый гроссмейстер Владимир Крамник проиграл компьютеру Deep Fritz.