в 1992 году ID Software выпустила оригинальную Wolfenstein 3D для DOS — игру, впоследствие попавшую в «зал славы» и считающуюся одной из первых в жанре First person shooter (FPS)

WOLF3D-TITLE

Сразу развеем миф о том, что Wolfenstein 3D была первой в своем роде. Первой FPS в мире является Spasim, вышедшая в 1974 году. Сама же ID еще до появления своего первого хита выпустила вполне полноценные FPS Hovertank 3D и Catacomb 3-D — обе в 1991 году.

На самом деле, важно не первенство в жанре, а то, что Wolfenstein 3D оказался настолько великолепным, что просто затмил всех предшественников. Например, издание IGN включило «Вольфа» в список «Лучшие игры всех времен».

Обзор «Вольфа» в программе «От винта», 1995 год.

Такой успех стал возможен благодаря прекрасно написанному движку, отличному управлению и очень тщательной работе над балансом. Для нас Wolfenstein 3D — это увлекательный псевдотрехмерный «пиф-паф». Но первоначально в игре должна была быть масса тактических возможностей, почерпнутых из Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein — сеттингов, которые ID выкупила у сторонних разработчиков. Wolfenstein 3D должен был быть стелсом с переносом тел, переодеваниями и бесшумным уничтожением противников.

wolfen

Beyond Castle Wolfenstein, 1981 год.

Ничего этого в финальной версии Wolfenstein 3D не оказалось, поскольку такие «фишки» страшно затягивали геймплей. А получился очень крепкий и харизматичный шутер от первого лица, который даже сегодня не вызывает отторжения — в него просто приятно играть.

 wolf-3d11

Сюжетно «Вольф» является воплощением знаменитой концепции Джона Кармака:

Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен.

Вас зовут Уильям «B. J.» Блажкович, вам надо сбежать из замка Wolfenstein, убить Гитлера и свергнуть Третий рейх. Вот и весь сюжет.

Технически Wolfenstein — это «полу-3D шутер». В нем нет наклонных поверхностей и карт высоты. Зато им очень легко управлять, и он не требует серьезных аппаратных ресурсов. Оригинальный «Вольф» мог запускаться прямо с дискеты и для работы требовал Intel 80286 и 640Kb оперативной памяти. Движок Wolfenstein 3D оказался на редкость удачным, и вскоре он уже засветился во множестве сторонних проектов:  Blake Stone, Corridor 7, Operation Body Count, Super Noah’s Ark 3D, Rise of the Triad, Shadowcaster и Hellraiser.

SNES-версия

Версия для 3DO. Внимание — музыка!

Wolfenstein 3D для iPad

Игра была портирована на все мыслимые платформы — от SNES до iPad, и имела несколько официальных продолжений: Spear of Destiny (1992), Return to Castle Wolfenstein (2001), Wolfenstein: Enemy Territory (2003) и  Wolfenstein (2009). Последние три, разумеется, базируются на совершенно других движках и мало чем напоминают оригинального «Вольфа».

Return to Castle Wolfenstein

Wolfenstein (2009)

Зато его очень напоминают фанатские моды, реализованные сначала на движке Doom (который основывается на доработанном движке Wolfensterin 3D), потом Quake 2, а затем — id Tech 3 и Tech 4. Последний, под названием Wolfram, вышел в 2012 году и, вы не поверите, это тот самый Wolfenstein 3D, только очень красивый и поддерживающий большую часть современных технологий. Есть даже чудо-версия игры под названием Voxelstein — внешне очень похожая на оригинал, но с движком, целиком основанном на вокселях.

WolfenDoom

 Wolfram