в 1991 году на проходившей в Иллинойсе выставке CES Nintendo продемонстрировала новую 16-битную консоль, которую намеревалась выпустить в августе — Super Nintendo Entertainment System (SNES)
В Японии SNES под названием Super Famicom продавалась уже с ноября 1990-го и не только помогла Nintendo вновь стать лидером рынка, но и активно теснила конкурирующую 16-битную Megadrive от Sega. Успех был таким, что консолями заинтересовались якудза и поставки пришлось перенести на ночь, чтобы снизить риск ограбления.
В США и Японии все было немного по-другому. 8-битная NES по-прежнему была популярна, а лидером 16-битного сектора была Sega Genesis/Megadrive. У последней были отличные характеристики, привлекательная цена, большая библиотека игр со множеством хитов.
Тем не менее, презентация SNES и Super Mario World, первого хита для нее, прошла с большим успехом. А 23 августа начались продажи SNES в США (в Европу консоль попала в апреле 1992) по цене $199. Так началась одна из самых жестоких «консольных войн» — между Sega Genesis и Super Nintendo.
Обе были 16-битными, и никто толком не понимал, что это означает. Просто «16 бит» — лучше, чем «8 бит». На стороне Genesis было множество хитовых тайтлов, разветвлленная сеть продаж и даже некоторое техническое преимущество — более частота процессора. SNES в свою очередь предлагала 5 игр (но каких! Super Mario World, F-Zero, Pilotwings, Sim City и Gradius 3) и более продвинутую архитектуру. Эта продвинутость означала, что на самом деле SNES была заметно мощнее Genesis. Несмотря на все рекламные старания Sega сыграть на тактовой частоте процессора, было очевидно, что SNES выдает более качественную картинку и звук.
Библиотека игр, основа успеха любой консоли, у SNES тоже постоянно увеличивалась. На ней выходили продолжения отличных серий Legend of Zelda, Super Mario, Metroid, прекрасные порты вроде Earthworm Jim, Mortal Kombat, Desert Strike и эксклюзивы, ставшие визитной карточкой консоли: Killer Instinct, Donkey Kong Country, Star Fox.
А еще SNES была заметно более гибкой. При недостатке собственной мощности ее архитектура позволяла встраивать дополнительный процессор прямо в картридж с игрой. Например, чип Super FX позволял этой 16-битной консоли выдавать настоящее 3D (хотя и не во всех случаях) с текструрированием и освещением, что было практически недоступно Genesis.
Так появился Star Fox:
Wolfenstein 3D:
И даже Doom:
Последний конечно получился на любителя.
На американском рынке SNES начала хорошо, а продолжила еще лучше. Библиотека игр постоянно увеличивалась, рекламные кампании шли одна за другой и даже странная политика Nintendo в плане сотрудничества с разработчиками не могла повредить успеху консоли. Уже к апрелю 1992 Sega и Nintendo владели примерно равными долями на рынке.
Даже когда начал формироваться рынок 32-битных консолей, SNES и не подумала сдавать позиции. В ноябре 1994-го вышел Donkey Kong Country, и он просто не имел аналогов в своем жанре. Потом вышло еще несколько продолжений. На SNES продолжали выходить отличные платформеры вроде Yoshi’s Island, файтинги наподобие Killer Instinct, RPG, такие как Robotrek.
Последний релиз для SNES, Metal Slader Glory Director’s Cut, состоялся 1 декабря 2000 года. В США производство этих консолей продолжалось до 1999 года, а в Японии — до 2003-го. Но даже после этого наследие SNES никуда не делось. Во-первых существует огромное количество эмуляторов и практически все игры переведены в ROM’ы. А обладатели Wii могут спокойно рубиться в 16-битные хиты с помощью Virtual Console.
По итогам «консольной войны» победа была присуждена SNES: 49,1 млн проданных консолей против 30 млн Genesis/Megadrive. Хотя 16-битка Nintendo не смогла повторить успех 8-битной NES/Famicom/Dendy (61,91 млн проданных консолей), по мнению многих авторитетных изданий она является лучшей или одной из лучших консолей всех времен.