в 1984 году был опубликован роман «Нейромант» Уильяма Гибсона, а в научной фантастике возникло новое течение — киберпанк

Neuromancer_Wallpaper_by_DarkNeon

Конечно, признаки киберпанка можно было найти еще у Айзека Азимова, Брюса Бетке, Альфреда Бестера и Филипа Дика. Но именно благодаря Гибсону это течение обрело законченную форму. К тому же, именно в отношении «Нейроманта» критики впервые применили сам термин «киберпанк».

Те, кому в середине 80-х довелось прочитать «Нейроманта», были поражены. Разных концепций будущего к тому времени уже хватало, но такого…

Gibson_black_cropped

Уильям Гибсон

Темный мир, переживший мировую войну и готовящийся к закату. Государства, уступившие власть корпорациям-дзайбацу. Перенаселенность, низкий уровень жизни при развитых технологиях, тотальная слежка и разгул криминала. И, разумеется, виртуальная реальность, хакеры-одиночки, искусственный интеллект, генная инженерия, импланты, киборги.

Но все это внешние признаки. Что-то из этого вы встретите в фильмах «Судья Дредд», «Джонни-мнемоник» (по мотивам одноименного рассказа Гибсона) или «Нирвана» Габриэлле Сальватореса. Главное, что хотел сказать и сказал Гибсон: сами по себе технология и наука — силы без вектора. Если общество не готово здраво распорядиться ими, оно может прийти к такому же предапокалипсису как в «Нейроманте».

neuromancer_cover___update_by_sourgasm-d64vuuq

Boob_Runner_by_sourgasm

Еще одна примета настоящего киберпанка, которая есть в этом и последующих произведениях Гибсона — отсутствие положительного героя. Мир, который катится к чертям, никто уже не собирается спасать, а герой следует только собственным интересам и если уж творит добро, то по чистой случайности. Если получится, то сопереживать в «Нейроманте» придется хакеру и наркоману Кейсу, отмороженной киборгизированной наемнице Молли, бездушному Армитажу или садисту Ривьере. В этом мире искусственный интеллект вроде «Зимнего безмолвия» в усадьбе Тессье-Эшпул и то выглядит человечнее в своих отношениях с «братом».

cyberspace

В общем, серьезное получилось произведение. Многие считают его и вовсе пророческим. Вернее, «Нейромант» не предсказал, а предопределил развитие технологий и общества в целом. В предисловии к юбилейному изданию «Нейроманта» Джек Уомак задал следующий вопрос:

Может ли быть так, что видение Гибсоном глобального информационного пространства в конечном счёте стало причиной, по которой Интернет сегодня выглядит так, как он выглядит, и работает так, как он работает?

Роман был удостоен премий «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика. Он стал первой частью трилогии «Киберпространство», к которой затем добавились «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв». Все эти произведения оказали огромное влияние на научную фантастику во всех ее проявлениях. В той же «Матрице» Вачовски (которая, кстати, не является настоящим киберпанком) содержится очень много отсылок к «Нейроманту». Например, Нео и Тринити — это просто облагороженные Кейс и Молли.

neuromancer-811956

Кстати, Уильям Гибсон на самом деле не слишком дружит с компьютерами и подтвердил, что писал «Нейроманта» на старинной машинке 30-х годов выпуска.