в 1995 году IBM анонсировала Deep Blue — шахматный компьютер, который полтора года спустя одержал первую в истории победу над человеком — гроссмейстером Гарри Каспаровым
IBM работала над программой по созданию цифрового шахматиста, который побьет настоящего гроссмейстера еще с 1989 года. Самая первая версия такого компьютера, Deep Thought, проиграла Каспарову в том же 1989 году. Машина и программа были усовершенствованы, однако в матче 1996 года Каспаров снова одержал победу.
Ранее, в 1995 году прототип Deep Blue к удивлению разработчиков проиграл программе Wchess, которая работала на обычной персоналке с процессором Pentium 90 MHz. Однако затем начались чудеса.
Для сравнения, в основе финальной версии Deep Blue 1997 года находится сервер IBM RS/6000 c 32 процессорами, и к каждому из них было подключено по 8 специализированных «шахматных» процессоров. То есть общее число шахматных процессоров достигало 256.
11 мая 1997 года состоялся третий матч из шести партий между Каспаровым и компьютером — на этот раз доработанным Deep Blue. Матч был очень напряженным, и перед шестой партией счет оказался равным. Но затем, в ходе шестой партии всего за 19 ходов Каспаров был разбит. При этом партия продолжалась всего час, а это очень мало — шахматисты класса Каспарова не ограничивают себя во времени, и их партии могут продолжаться несколько часов.
Это был поистине исторический момент: машина впервые обыграла человека. Правда, тут же появились сомнения. Для начала весьма взвинченный Каспаров обвинил IBM в поттасовках и в том, что Deep Blue помогали люди-шахматисты. IBM отвергла претензии Каспарова. Однако вскоре после матча Deep Blue был разобран.
Уже позднее специалист по статистике и журналист The New York Times Нейт Силвер в своей книге The Signal and the Noise высказал мнение, что причиной победы Deep Blue в том матче могла стать ошибка в программе. Программа была написана таким образом, что, если время ожидания хода превышало определенное пороговое значение, машина обращалась к случайному выбору. По мнениею одного из основателей программы Deep Blue, 44-й ход первой партии в матче 1997 года и стал таким «случайным» ходом. В свою очередь именно этот ход был воспринят Каспаровым как заявка на тонкую стратегию со стороны машины. Каспаров ошибся, неправильно интерпретировав ошибку компьютера.
Но так или иначе, человек проиграл. Более того, если машина способна победить человека, даже ошибаясь, это еще более повышает ее статус как мыслящего противника.
В дальнейшем, Каспарову тоже не очень везло с компьютерами. В 2003 году его серия из 6 матчей с Deep Junior закончилась ничьей — у машины и у человека было по одному выигрышу и четыре ничьи. А годом ранее другой знаменитый гроссмейстер Владимир Крамник проиграл компьютеру Deep Fritz.