Конец девяностых – не лучшее время для квестов. После Quake 2, Half-Life, разнообразнейших стратегий и массового распространения OpenGL началась гонка вооружений в области графики. Народу хотелось, чтобы всё красиво летало и громко взрывалось. А старые добрые квесты в эту схему не укладывались.
Однако Sierra удалось почти невозможное: выпустить в 3D сиквел олдскульных квестов и доказать всем, что это круто.
Впрочем, разработчики не лукавили. Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned «брала» решительно всем: сюжетом, геймплеем, графикой, атмосферой. Этот по-настоящему сложный квест не отпускал даже помешанную на «3D-акселераторах» молодежь, не говоря уж про ценителей старины.
Сюжет игры достоен романа: детектив, мистика, граничащая с ужасами, исторические и религиозные экскурсы, заговоры и, что характерно, концовка, далёкая от хэппи энда.
Геймплей GK3 – это своего рода квест «на стероидах». Оставив все основные компоненты хорошего квеста – исследование каждого закоулка, комбинирование предметов в головоломках, искрение мозгами, Sierra поместила всё это в честное 3D, добавив глубины и создав пугающе живой мир. Живости поспособствовали и персонажи, каждый из которых выписан с тщательностью, достойной высокой литературы.
Головоломки в Gabriel Knight 3 – это отдельная тема. По меткому замечанию одного из представителей Sierra они были близки к стилю Агаты Кристи, когда сюжет изобилует разными отвлекающими моментами. А это означало, что без тщательной работы мозгом пройти игру было просто нереально.
Что до технической составляющей, то и здесь игра оказалась более чем достойной для своего времени. Неторопливый и вдумчивый квест не смотрелся бледно даже на фоне накачанных полигонами шутеров. Конечно, игре не хватало динамического освещения, д а и необходимость осматривать окрестности часто вскрывала досадные недоработки, но, повторимся, для 1999 года картинка в GK3 обеспечивала отменный уровень погружения в процесс. Сегодня стиль игры может показаться мультяшным, но поверьте, начав играть, где-то через 15 минут начинаешь воспринимать происходящее очень серьезно.
Последней составляющей, которая заставляла просто влюбляться в игру, был саундтрек Роберта Холмса. Между прочим, это один из популярнейших игровых саундтреков в истории.
Подведем итог. Третья часть разрушила представление о том, что сиквел всегда хуже оригинала. 80 из 100 на Metacritic, 8,7 из 10 на IGN – критикам GK3 очень понравилась. Целевая аудитория, конечно, приняла игру не с таким восторгом как первые две части, но тут надо делать скидку на время: в 1999 году геймеров, способных часами ломать голову над одной загадкой, было уже гораздо меньше, чем в начале 90-х.
Русская версия Gabriel Knight 3 появилась только в 2005 году и, несмотря на явно устаревшую к тому моменту графику, стала очень популярна в нашей стране.
Если любите олдскул и не боитесь за свой мозг – попробуйте найти её. Считайте, что это будет ваш персональный квест.