в 2000 году Eidos Interactive выпустила Deus Ex — игру, ставшую вероятно, лучшим воплощением киберпанка на PC, одной из лучших RPG, а заодно отличным пособием для сторонника теорий заговора.
Вы только представьте себе — полное, честное прохождение Deus Ex занимало никак не меньше, чем две недели. И это был только один из вариантов развития сюжета. Игра была построена так, что вы не то, что не могли за раз изучить все возможные варианты прокачки, но даже охватить весь сюжет.
По мере продвижения постоянно выяснялось, что террористы — это на самом деле не террористы, правительство — марионетки, братья по оружию — злейшие враги, а где-то в Неваде все-таки есть пришельцы. И в какой-то момент игрок осознавал, что то, что он только что сделал, было в корне неправильно, бросался исправлять и дойдя до финала, обязательно понимал, что что-то упустил.
Если обратиться к жанру, то Deus Ex — это настоящая RPG с прокачкой и системой повреждений, которой позавидовал бы Fallout 3. При желании игру можно было пройти, не совершив ни одного убийства. Но любили ее даже не за ее уважение к свободе воли игрока.
Для ценителя прекрасного главное в Deus Ex — это сюжет. По форме — нуарный киберпанк о мрачном будущем середины XXI века, до которого мало кому хотелось бы дожить. По сравнению с этим миром, Human Revolution, вышедшая в 2011 году, покажется вселенной розовых пони.
И этот мир оживляли очень убедительные персонажи: верный брат главного героя Пол Дентон, мечтатель Ирейсер Тонг, загадочный и зловещий Боб Пейдж, нашпигованный имплантами отморозок Гюнтер Германн и такая же киборгизированная садистка Анна Наварре.
А если копнуть глубже, то Deus Ex — это чистая паранойя. Авторы сознательно вплели в сюжет такое количество теорий заговора, что голова идет кругом. Некоторые вещи и вовсе граничат с мистикой. Например, эта игра, вышедшая за год до событий 9/11 демонстрирует нам Нью-Йорк 2050 года без башен-близнецов — их взорвали некие террористы. А симптомы заражения вирусом «Серая смерть», который в игре методично выкашивает население планеты, здорово напоминают H1N1, который появился через два года после выхода Deus Ex.
Из более привычных вещей — иллюминаты, Трёхсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, Орден Тамплиеров, Эшелон IV, Majestic 12, Зона 51, нанотехнологии, тот самый мистер Пейдж, жаждущий всемирного господства (Пейдж? Ларри Пейдж из Google?), нанотехнологии, искусственный интеллект, который всегда себе на уме, черные вертолеты и сам протагонист J.C. Denton — классический «мэн ин блэк».
Кстати, игра вышла 22 июня — в один день с «вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз»!
В итоге получилась легенда. Игра, достойная называться произведением искусства. Несмотря на мелкие, чисто игровые огрехи, она получилась невероятно глубокой и многогранной, заставляющей задуматься о глобальных проблемах человечества.
И, кстати, музыку для Deus Ex писал тот же человек, что и для первых двух Unreal — гуру демо-сцены Александр Брэндон.