Первые несколько десятилетий своего существования компания занималась выпуском игральных карт Ханафуда в особом японском стиле. В 1907 году компания поменяла своё название на Nintendo Koppai и начала продавать свои карты уже за пределами Киото. Под этим названием компания просуществовала до 1963 года, когда была переименована в Nintendo Company, Limited.

800px-NintendoCards

В 70-е годы XX века Nintendo переориентировалась на производство игрушек. Благодаря разработкам инженера Гумпэй Ёкои компания выпустила такие замечательные товары как Ultra Hand, Ultra Machine, Love Tester и Nintendo Beam Gun Game — предка светового пистолета Nintendo Zapper. А в 1978 году внутри Nintendo было создано подразделение, отвечавшее исключительно за аркадные игры.

Gunpei Yokoi

Гумпэй Ёкои

Nintendo_Game_and_Watch___Ball

Завоевание рынка видеоигр началось в 1980-м, когда Гумпэй Ёкои создал игру Game & Watch (у нас ее клоны продавались под названием «Ну погоди», «Веселый повар» и т.д.). В том же году молодой дизайнер  Сигэру Миямото разработал аркадный автомат Donkey Kong, где впервые появился Марио (персонажа назвали в честь Марио Сегали — главы одного из офисов Nintendo). В 1983-м появилась аркада Mario Bros., а чуть позже — Donkey Kong 3 и Popeye.

Mario_Miyamoto

Сигэру Миямото

Все эти продукты были на редкость успешными, но в середине 80-х их полностью затмила новинка — 8-битная Famicom в Японии и ее аналог, Nintendo Entertainment System (NES) — в Европе и США. Всего за несколько лет эта консоль стала абсолютным лидером на Западе, а ее клоны выпускаются даже в наши дни (в России это были тайваньские и китайские Dendy, Kenga, Lifa).

NES

В 1989 году Nintendo начала наступление на рынок портативных консолей, выпустив GameBoy. Конкуренты пытались (и небезуспешно) выпускать свои портативки, но с популярностью GameBoy не могло сравниться ничто. В 90-е и 2000-е консоль продолжала эволюционировать: GameBoy Color, затем GameBoy Micro, GameBoy Advance. На их основе в 2004-м была создана Nintendo DS, DS Lite, а в 2010-м — очень популярная сегодня 3DS.

nintendo_portable_comparison_01

Но вернемся к классическим консолям. В 1990-м Nintendo выпустила 16-битную Super Famicom. На Западе она появилась год спустя под именем SNES (у нас — Super Nintendo) и начала активно теснить Megadrive (Genesis) от Sega. Несмотря на распространение 32-битных консолей, игры для SNES выходили до 2000 года.

snes

Следующий опыт Nintendo был, мягко говоря, негативным. Разработанная Гумпэем Ёкои VR-система Virtual Boy с треском провалилась на рынке, из-за чего Ёкои пришлось покинуть компанию. По трагическому стечению обстоятельств, год спустя он погиб в автокатастрофе.

vboy

Зато выпущенная в 1996 году Nintendo 64 пользовалась большим успехом. Несмотря на устаревший формат медианосителя (картридж), новая консоль пользовалась успехом до начала 2000-х, и во многих играх выдавала картинку намного лучшую, чем сверхпопулярная Playstation. Некоторые игры для N64 — в частности Super Mario 64 и  The Legend of Zelda: Ocarina of Time вообще считаются одними из лучших в истории.

Nintendo_64_Cover

А потом золотой век Nintendo закончился. Выпущенная в 1999-м GameCube была достаточно популярна, но появившимся вскоре Playstation 2 и Xbox достойной конкуренции составить не могла. Nintendo возлагала большие надежды на Wii — во многом благодаря принципиально новым контроллерам. Однако выпущенная в 2004 году консоль по результатам продаж не смогла конкурировать с Playstation 2 и оказалась неспособна играть на одном поле с вышедшими позднее PS3 и Xbox 360. Довольно грустно обстоят дела и с появившейся в 2012-м Wii U.

800px-GameCube-Console-Set

Wii

wiiu

Недавно, терпящую убытки Nintendo постигло несчастье — 19 сентября скончался президент компании Хироси Ямаути. Именно при нем Nintendo стала законодателем мод на рынке видеоигр, и теперь его смерть позволяет критикам говорить о закате империи.

Hiroshi_Yamauchi

Но как бы ни пошли дела в дальнейшем, Nintendo внесла такой вклад в индустрию видеоигр и мировую культуру, что навсегда останется легендой.