Начнем с цифр: самая первая «Зельда» для 8-битного прародителя того, что у нас называлось «Денди» разошлась тиражом в 6,5 млн экземпляров. Для развивавшегося рынка видеоигр 80-х — начала 90-х это была астрономическая цифра.

Команда из Сигэру Миямоту, Тэдзуки Такаси и Кодзи Кондо использовала классический сюжет про героического принца, спасаемую им принцессу, злодея и магический артефакт, чтобы создать настоящую интерактивную сказку. Хотя для современного, искушенного геймера The Legend of Zelda может показаться ничем не примечательной, но это только в том случае, если этот геймер не знаком с историей видеоигр.

zelda

По сути, «Зельда» — это action-RPG с видом «сверху-сбоку», двумя основным интерфейсами (главным, в котором происходило все действие и дополнительным — с инвентарем), широкими, но не слишком усложненными возможностями прокачки, с лабиринтами, монстрами, боссами, NPC, деньгами, торговцами и с возможностью отыскать или купить дополнительное оружие и различные полезные предметы. Словом, в The Legend of Zelda было все то, что Blizzard «открыла» десять лет спустя, выпустив Diablo. Разница лишь в том, что автор этих строк мог сыграть в это в возрасте двух лет, будь у него на тот момент NES.

Удивительно еще и то, что упомянутая абзацем выше команда одновременно работала и над другим шедевром — Super Mario Bros. Это редкий случай в истории геймдева, когда подобное распыление ресурсов дало два совершенно потрясающих результата.

Miyamoto

Но вернемся к «Зельде». Игра стала хитом сразу же. Даже при учете того, что в Японии она изначально вышла в формате Famicom Disk System — на дискете, которая требовала недешевой приставки для Famicom. Зато у японцев была уникальная возможность: они могли использовать микрофон, встроенный в один из геймпадов Famicom, чтобы (заорав как следует) убить акустическим ударом одного хитрого монстра. Остальным для этого приходилось искать волшебную флейту.

Как и другие творения Сигэру Миямото (а это не только «Зельда» и «Марио», но и Metroid, Donkey Kong Country и другие), The Legend of Zelda отличал филигранный баланс сюжета и геймплея, сдобренных адекватной графикой и запоминающейся музыкой. Собственно, музыка запомнилась настолько, что дело дошло даже до симфонических аранжировок. Вот — сравните:

и

В результате получилось вот что. В журнале Nintendo Power первая «Зельда  возглавляла тридцатку лучших игр всех времен до начала 90-х. В 1988 году The Legend of Zelda была выбрана игроками для награды Nintendo Power Awards в номинации «Best Challenge». Журнал Game Informer поместил игру на первое место своего списка «Лучших игр всех времён», журнал EGM — на 5-е место списка «200 Величайших Видеоигр своего времени», журнал Nintendo Power — на 7-е место списка «200 Best Nintendo Games Ever». Official Nintendo Magazine поместил игру на 77-е место списка «Greatest Nintendo games of all time», а посетители сайта Imagine Games Network голосованием присвоили ей 80-е место в «Top 99 Games».

А в дальнейшем на каждой консоли от Nintendo (от той же NES до Wii U) появлялась и продолжает появляться пачка сиквелов к «Зельде». В общем — настоящая легенда.