в 1991 году на экраны вышел «Терминатор 2: Судный День» Джеймса Кэмерона — не просто великолепный sci-fi боевик, но фильм, наверное, с самыми потрясающими спецэффектами за все 90-е.
Полагаем, нет смысла обсуждать сюжет или философию фильма. Это уже сделали до нас. А вот на спецэффектах стоит остановиться подробнее.
«Терминатор 2» стал водоразделом между двумя эпохами в кинематографе: с одной стороны, это кино докомпьютерной «старой школы», с другой — один из первых фильмов новой, цифровой эпохи. Благодаря гению и упорству Кэмерона, профессионализму съемочной группы и бюджету в $102 000 000, в этом фильме так непостижимо удачно сочетаются сцены с компьютерными эффектами и натурными съемками, что он до сих пор считается одним из самых зрелищных боевиков в истории.
Принято считать, что одним из факторов успеха второго «Терминатора» были невероятные сцены трансформации Т-1000. Наверное, так и есть. Все-таки не зря над ними трудились десятки специалистов из студий ILM Джорджа Лукаса и Stan Winston Studios. Было закуплено 35 графических станций Silicon Graphics Personal Iris 4D, ПО Alias 2.4.2 и RenderMan от Pixar. Одной только ILM необходимо было создать 7965 кадров трёхмерной анимации, при этом «Терминатор 2» стал первым фильмом, в котором композиция всех спецэффектов производилась на компьютере.
В общем, все это «съело» $3,5 млн. из бюджета фильма.
Для съемки знаменитого эпизода с выходом из горящего грузовика Роберту Патрику, сыгравшему Т-1000, пришлось голышом разгуливать перед камерами, которые захватывали его движения по специальной сетке, нанесенной на тело. А затем специалисты неделями накладывали на получившуюся виртуальную модель текстуры металла. На стыке разных текстур, покрывавших виртуальное тело актера, сначала проглядывали щели и для их маскировки даже пришлось воспользоваться Photoshop.
А вот для сцен с Т-1000, втекающим в лифт, а потом в вертолет, использовали ПО, которое применялось еще в фильме «Бездна», снятом Джеймсом Кэмероном за два года до выхода «Судного дня».
Вообще, Роберту Патрику досталось по полной. Джеймс Кэмерон известен почти маниакальным вниманием к любым мелочам, и он буквально загонял Патрика ради крошечного эпизода, когда уже сидящий в вертолете Т-1000 говорит пилоту: «Вылезай» («Get out»). Чтобы снять лицо киборга в момент произнесения двух коротеньких слов, лицо самого Патрика разрисовали в сетку, и актеру приходилось по несколько раз повторять отдельные звуки, а весь процесс малейших изменений лицевых мышц фиксировали с помощью особого трехмерного сканера. Затем последовала кропотливая работа по склеиванию отдельных кадров и текстурированию.
В сцене, где Т-1000 просачивается через решетку в коридоре психбольницы, все 35 графических станций тоже использовались по полной программе. Помещение было снято как с решеткой, так и без нее. Во втором случае на месте решетки стоял играющий робота актер. Созданная на компьютере трехмерная модель Т-1000 накладывалась на изображение Роберта Патрика и «протекала» сквозь прутья.
Что удивительно в «Терминаторе 2», так это то, что собственно компьютерных эффектов в нем меньше, чем можно подумать — всего около 3-х минут. Остальное — это мастерские натурные съемки.
Например, когда в той же больнице Арни стреляет Т-1000 в голову из дробовика, от чего та раздваивается — это вовсе не компьютерная графика, а силиконовый манекен с сервоприводами. Та же технология использовалась и в конце фильма, когда развороченный взрывом гранаты киборг кривляется перед тем, как упасть в расплав.
В здании «Сайбердайн», где Терминатор идет на полицейских под градом пуль, вообще использовалась кукла, почти такая же как и в первом фильме 1984 года. В сочетании со съемками настоящего Арнольда получилась очень эффектная сцена. Эпизоды из будущего тоже снимали по технологиям середины 80-х: механические модели и летающие «Хантер-Киллеры» на троссиках.
Съемки ядерного взрыва из сна Сары Коннор — это вообще гениально. Для этой сцены построили модель города… из печенья и кукурузных хлопьев. Ударная волна создавалась с помощью мощных воздушных пушек, разносивших хрустящую еду на мелкие крошки. Ну а дальше — замедленная съемка, пиротехническая подсветка, дым. В результате, сцена получилась такой реалистичной, что впечатлила даже специалистов, которые видели настоящие ядерные взрывы.
Было и много другого: аниматроника, каскадерские трюки, а иногда и просто анекдотические истории. Например, Кэмерон настаивал, что в процессе превращения Т-1000 должен издавать особый звук. Перепробовали все, однако режиссер был недоволен. И вот кто-то придумал надеть на микрофон презерватив и погрузить все это в кашу. Получилось! Кэмерон остался доволен.
Вот так рождался этот потрясающий фильм. Разумеется, его «сделала» не одна 3D-графика, однако «Терминатор 2» так поднял планку визуальных эффектов в кинематографе, что повторить его успех удалось лишь в 1999-м, когда на экраны вышла «Матрица» братьев Вачовски.