Разработчиком Half-Life была студия Valve, основанная выходцем из Microsoft Гейбом Ньюэллом. История создания игры довольно туманна, но известно, что Гейб и сценарист Марк Лэйдлоу при разработке сюжета во многом ориентировались на творчество Стивена Кинга и Говарда Лавкрафта.
Своим успехом Half-Life во многом обязана именно сюжету — вернее, его подаче. До ее появления разработчики шутеров от 1-го лица пользовались правилом Кармака: «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен». В лучшем случае игрокам показывали короткие межмиссионные ролики, а чаще — просто снабжали парой абзацев текста про Марс, ад и демонов, и бросали в мясорубку.
Half-Life — совсем другое дело. Это самая кинематографичная FPS своего времени, и игрок в ней с первых же минут погружался в параноидальную атмосферу приближающейся катастрофы. Сюжет развивался прямо в игре, на глазах у молчаливого доктора Фримена, причем ощущения, что это какой-то аттракцион для игрока, не возникало. Напротив, впечатлительные геймеры отмечали жутковатую атмосферу, в которой чувствовали одиночество, отчаяние и в ужасе шарахались от местной фауны — за 10 лет до появления Dead Space.
Сценаристы постарались: к финалу игрок вряд ли понимал больше, чем в начале. Кто этот странный Гордон Фримен? Кто такой G-Man и человек ли он вообще? Почему правительство отреагировало на катастрофу именно так, а не иначе? К чему вообще приведет нашествие тварей из Xen? В многочисленных продолжениях появились некоторые ответы, но и вопросов стало еще больше.
В сюжет были отлично вписаны головоломки, каких в играх подобного жанра еще не встречалось. И при всем этом великолепии Half-Life не превратилась в тяжеловесную адвенчуру. Напротив, эта была очень динамичная FPS. Сложно поверить, что в ее основе — уже старенький на тот момент движок от первой Quake.
Немудрено, что оригинальная Half-Life пользовалась бешеной популярностью. Вскоре появились официальные продолжения — Opposing Force и Blue Shift, а также масса фанатских модов. Один из них под названием Conter Strike превратился не просто в игру, а в полноценную дисциплину киберспорта. В 2004 вышла Half-Life 2, которой в 2012 году присудили звание лучшей игры десятилетия. За ней последовали CS Source и Portal — совершенно уникальная игра трудноопределимого жанра.
Вернуться в мир оригинальной Half-Life без ущерба для психики можно и сегодня. В 2012 году в сети появился мод для HL 2 под названием Black Mesa, где на движке Source с точностью воспроизведена большая часть первой игры. Ну а настоящие «халферы», собрав волю в кулак, продолжают ждать появления третьей части игры. Чтобы не терять время даром, они регулярно пополняют базу модов для HL и HL 2, а некоторые даже снимают любительские фильмы на основе вселенной «Полураспада».
Так что ни конца, ни края истории Half-Life не видно.