Сейчас это имя не на слуху, но 200 лет назад Семен Николаевич мог прославиться так же, как и разработчик «аналитической машины» Чарльз Бэббидж.

Родившийся 14 января 1787 года в Херсоне Семен Корсаков происходил из старинного дворянского рода, известного в Москве еще с XIV века. Он получил блестящее для своего времени образование и воспитание, в дальнейшем участвовал в Отечественной войне 1812 года и в Заграничном походе 1813-14 годов. После войны Корсаков служил в статистическом управлении Императорского Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге в чине коллежского советника, затем был чиновником по особым поручениям в этом же министерстве. Вышел в отставку в звании действительного статского советника (генерала).

У Корсакова было странное для начала XIX века хобби — он разрабатывал машины, способные усиливать возможности разума человека (это собственная формулировка изобретателя). Семен Николаевич разработал целый ряд механических устройств, функционирующих на основе перфорированных таблиц и предназначенных для задач информационного поиска и классификации. На тот момент перфокарты применялись в нескольких перспективных ткацких станках француза Жаккарда, но Корсаков оказался первым, кто начал применять их в области информатики.

Plosky_Gomeoskop

Плоский гомеоскоп

P_gomeoskop

Прямолинейный гомеоскоп

Вот основные устройства, разработанные Корсаковым: Прямолинейный гомеоскоп с неподвижными и подвижными частями, Плоский гомеоскоп, Идеоскоп, Простой компаратор. Все они были предназначены для поиска и отбора информации, заключенной в перфорированных таблицах, а отличались сложностью и количеством доступных признаков для отбора. В работах, описывающих эти машины Корсаков высказал немало новых для того времени идей: многокритериальный поиск с учетом относительной степени важности различных критериев, способ обработки больших массивов данных (предок современных экспертных систем) и даже попытался определить понятие алгоритма.

В 1832 г. Корсаков издал на французском языке брошюру «Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи». И в том же году он представил свои изобретения на суд Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Однако Россия-матушка сыграла с изобретателем ту же шутку, что в дальнейшем с разработчиком вертолета Сикорским и создателем кинескопа Зворыкиным. Заключение комиссии было весьма ироничным:

Г-н Корсаков потратил слишком много разума на то, чтобы научить других обходиться без разума

Ideoskop

Идеоскоп

Komparator

Простой компаратор

Так машины Корсакова и остались лишь на бумаге. Об изобретателе и его идеях вспомнили лишь в 60-е годы XX века, когда М. И. Радовский опубликовал архивные документы Академии наук СССР, относящиеся к прошению Корсакова. В начале 80-х профессор кафедры кибернетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Г.Н. Поваров изложил свою оценку трудов Корсакова на семинаре по искусственному интеллекту. В 2001 году Поваров опубликовал статью об изобретениях Корсакова в книге «Машинные вычисления в России», изданной в Германии. А в 2005 году обширную статью посвятил изобретениям Корсакова А. Ю. Нитусов.

Наконец, в 2009 году в издательстве МИФИ под редакцией доцента А. С. Михайлова вышел русский перевод брошюры 1832 года. Работы с наследием удивительного русского изобретателя продолжаются в МИФИ и сегодня.