Сами по себе лампы, проводившие ток в вакууме в направлении от электрода к накалённой нити, появились еще в 1905 году, но использовались они главным образом в радиотехнике. Диккинсон, один из помощников ведущего инженера IBM Джеймса Брайса, смог найти им другое применение.
Артур Диккинсон — третий слева в переднем ряду
На тот момент продвинутые вычислительные машины существовали уже несколько десятилетий, однако они были электро-механическими. В их архитектуре в качестве базового элемента применялись шестерни или специальные колеса — в общем, технология еще XVIII века. Даже весьма сложная ЭВМ Z1 Конрада Цузе, созданная в 1938 году, во многом напоминала суммирующую машину Паскаля, которой на тот момент исполнилось 300 лет.
Копия Z1
Применение электронных ламп вместо механических колес, до которого додумался Диккинсон, стало настоящим прорывом. Такая схемотехника была точнее, скорость переключения лампы несоизмеримо выше, чем у механического элемента, а значит и скорость вычислений также значительно повышалась. К тому же, применение ламп позволило на порядки увеличить количество элементов в конструкции, и опять же повысить скорость вычислений.
Один из блоков ENIAC
Мы понимаем, что сравнение не совсем корректно, но все же: упомянутая выше ЭВМ Z1 имела тактовую частоту 1Hz и быстродействие — 1 умножение за 5 секунд, в то время как первая электронная ЭВМ ENIAC имела частоту 1KHz и выполняла одно умножение всего за 0,0028 секунды. Правда, и весил ENIAC 27 тонн (Z1 — всего 500 кг), но время показало, что это вполне поправимо.
Первые ламповые ЭВМ начали появляться во второй половине 40-х, а их расцвет пришелся на 50-е годы. С 60-х годов лампы начали вытесняться транзисторами.