в 1902 году греческий археолог Валериос Стаис обнаружил то, что считается самым первым компьютером в истории — антикитерский механизм, датированный 100 — 150 годами до нашей эры.
В 1900 году его нашли в обломках затонувшей в Эгейском море римской триремы, а два года спустя Стаис обнаружил эти бронзовые шестерни в кусках известняка. Однако детальное описание артефакта составили лишь через полвека — в 1959 году. И это неплохо, ведь узнай «айтишники» начала XX века истинные возможности этого устройства, их самолюбие было бы здорово уязвлено.
Первое описание антикитерского механизма составил британский историк науки Дерек де Солла Прайс.
Механизм состоял из 37 бронзовых шестерён в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками и, по реконструкции, он использовался для расчёта движения небесных тел. В нём была применена дифференциальная передача, которая, как ранее считалось, изобретена не раньше XVI века, а уровень миниатюризации и сложность сопоставимы с механическими часами конца XVIII века. При этом ориентировочные размеры механизма в сборе — всего 33×18×10 см. То есть он еще был и мобильным!
Дальнейшие исследования, в том числе и с применением рентгеновского оборудования, дали и вовсе замечательные результаты. Оказалось, что антикитерский механизм мог выполнять операции сложения, вычитания и деления, моделировать движение солнца и луны относительно неподвижных звезд, учитывать эллиптичность орбиты движения Луны, используя синусоидальную поправку, вычислять конфигурации движения Марса, Юпитера, Сатурна. Очевидно, его основным назначением была навигация на море.
Кто являлся создателем этого чуда, точно неизвестно до сих пор, однако Цицерон в своем философском трактате «О государстве» рассказывал об очень похожем устройстве, созданном Архимедом.
Так или иначе, антикитерский механизм — это намек на то, что наши представления об уровне развития технологий в античности могут быть ошибочными. Подобные вычислители пытались создать в Византии и в исламских странах в VI — X веках нашей эры, однако они получились куда более примитивными. И только со второй половины XVII века, когда появилась «Паскалина» и калькулятор Лейбница, аналоговые вычислители начали приближаться по уровню производительности к древнегреческому «компьютеру».