Тем, кто удивляется, как это из-за игры можно бросить семью, работу и неделями не выходить из дома, стоит пообщаться с ветеранами Ultima Online. Именно среди ее коммьюнити, задолго до WoW, «Линейки» и Eve Online появились такие отчаянно виртуальные граждане. Но, стоит признать, игра для 1997 года получилась просто феноменальной.

ultima_online_map

Огромный средневековый мир, магия, невообразимое количество живности, предметов, локаций и миссий. Полная свобода действий — фактически, вторая жизнь, в которой можно было странствовать, работать, создавать бизнес, строить дома, дружить, собирать армии. Неудивительно, что пораженные такими возможностями геймеры начали тысячами записываться сначала в бета-тестеры, а затем полностью растворились в игре. В результате мир населили сначала тысячи, а затем десятки и сотни тысяч настоящих игроков.

Кстати, UO вошла в Книгу рекордов Гиннесса в 8-ми номинациях и среди них «Первая ММОРПГ в которую играет более 100.000 человек» и «Старейшая из до сих пор функционирующих ММОРПГ». В 2012 году журнал Time назвал UO одной из 100 величайших видеоигр всех времен.

Richard_Garriott

Конечно, сегодня графика UO выглядит диковато. Но в середине 90-х, когда Ричард Гэрриотт (Лорд Бритиш) создавал «Ультиму», было не до красот: большинству был доступен лишь диалап, да и то связь была нестабильной, так что графикой пришлось пожертвовать во имя атмосферы. Соответственно, и требования у игры были вполне демократичные: Pentium 100MHz и выше, 32Mb ОЗУ, любая видеокарта, поддерживавшая DirectX 5.0 и, конечно, интернет-соединение.

Ultima_dragon

Игрокам в WoW или DoTa 2 механика UO может показаться странной. Так, в этой MMORPG напрочь отсутствует понятие «уровень» — каждый скилл ( а их свыше 50) нужно прокачивать по отдельности. Набор скиллов получился очень разнообразным: от вполне очевидных Stealing или Healing до Begging (попрошайничество) и Spirit Speak (способность становиться призраком после смерти).

На тему оружия, обмундирования, предметов и их сочетания в UO можно было бы написать диссертацию. То же относится и к магии. Хардкорность тут состоит в том, что в случае смерти игрок теряет все свои накопления, так что по мере развития игры появилась возможность строить дома и крепости, где под семью замками можно было хранить свое добро. Особо продвинутые устроили по этому поводу настоящий Sims, обставляя свое жилище.

Ultima_Online_pre_screen2

Ultima_Pers

Схема передвижения и боя в UO чем-то напоминает Diablo, но с поправкой на массовость и простоту движка. Так что наблюдение за какой-нибудь массовой разборкой в игре может вызвать у современного геймера скатывание глаз к переносице и головную боль. А 16 лет назад играли и не жаловались.

Несмотря на всю эту устрашающую картинку, возможность устроить мировую войну, массовые беспорядки в городе, совершить теракт или загнать рабов на собственные рудники — все это перевешивало графические и геймплейные недостатки.

Что до магии, то заклинания приходилось набивать прямо в чате, из-за чего он мог выглядеть, например, так: «An Ex Por. Kal Vas Flam. In Vas Mani. Por Ort Grav» А вокруг молнии, огонь, свищет ветер, и рвется слабый коннект.

 Ultima_Online_bigbattle2hc

За 16 лет для Ultima Online вышло 11 крупных официальных обновлений и несметное количество модов, открылась и закрылась масса платных и бесплатных серверов, появилась туча клиентов. Сегодня, как это принято говорить, UO уже не та. Годы экспериментов и естественная эволюция здорово нарушили баланс в игре, а появление куда более красочных соперников предрешило исход даже старых игроков. По состоянию на 2008 год в UO играло где-то около 100 000 человек, а сама игра занимала 0,6% рынка MMORPG. Сегодня эти цифры, конечно, стали еще меньше.

Но как бы то ни было, восемь номинаций у Гиннесса так просто не вычеркнешь, и любой фанат WoW, DoTa и даже World of Tanks должен понимать, что корнями его «вторая жизнь» все равно уходит в Ultima Online.