Все верно. Вы же не думаете, что история электромобилей началась с Nissan LEAF или машин Tesla Motors? Клайв Синклер, как Элон Маск или Ларри Пейдж в наше время, стремился приблизить будущее и 29 лет назад предложил миру нечто выдающееся.
Знаменитый британский предприниматель и изобретатель еще в детстве мечтал создать нечто подобное. Жизнь внесла свои коррективы, и ему было суждено прославиться как основателю компании Sinclair Research Ltd., разработавшей «Спектрумы». Однако господин Синклер все же добился своего. Еще в 1979 году параллельно с разработкой ZX Spectrum основанная им компания Sinclair Vehicles Ltd. начала работу над бюджетным электромобилем. За несколько лет этой команде удалось наладить контакты с Lotus, а также, внезапно, с одним из старейших американских производителей пылесосов Hoover Company и итальянской компанией Polymotor. Из всего этого чудесным образом родилась легенда о том, что Sinclair C5 работал на движке от стиральной машины.
Конечно, это было не так. Для электромобиля специально разработали два двигателя — на 200 и 250 ватт. Такой моторчик разгонял компактный трицикл C5 до 24 км/ч, а благодаря максимально удешевленной конструкции электромобиль в сборе можно было приобрести за £399.
Возможно, по мнению визионера Синклера C5 был настоящей мечтой, но для скучного, среднестатистического британца это был кошмар.
Не каждый взрослый гражданин отважится залезть в аппарат, который напоминает один из тех детских электромобильчиков, которые богатые папы покупают своим отпрыскам. И уж точно не каждый согласится сделать это в дождь или снег, ведь у C5 не было ни стекол, ни крыши, ни даже какого-нибудь тента, чтобы прикрыться от ветра и осадков. Того же, кто рискнул выехать в этом авто на улицу, ждало незабываемое путешествие с черепашьей скоростью и с обзором на уровне капота обычной легковушки. Водить SInclair C5 было неудобно, стыдно и просто опасно.
Стоит еще упомянуть о педальном приводе, который по идее должен был повышать мощность двигателя, однако на практике владельцу оригинального, не модифицированного C5 нечего было и думать о том, чтобы забраться хоть на какую-нибудь возвышенность.
Компании Синклера удалось продать всего 17 000 таких машинок, что, разумеется, можно считать провалом. Но справедливости ради упомянем, что признанный лучшим электромобилем 2010 года Nissan LEAF за год разошелся в количестве 20 000 экземпляров, ненамного опередив своего забавного предка.
Однако C5 все-таки нашел свою публику в лице гаражных маньяков. Кое-кому после долгих модификаций удалось разогнать его до 240 км/ч, причем с нуля до 60 км/ч такой электрический монстрик разгонялся за 5 секунд. В начале 90-х несколько снабженных солнечными батареями C5 приняли участие в швейцарском марафоне Tour de Sol. А в 2006 году команда из шоу Braniacs снабдила малютку реактивным двигателем собственной конструкции для участия в дрэг-рэйсинге. Невероятно, но все выжили.
Оригинальный Sinclair C5 был снят с продаж уже в октябре 1985 года. В ноябре 2010 года господин Синклер упомянул о работе над неким прототипом под названием X-1, который будет стоить £595 и уж точно завоюет рынок. Пока что он так и остается прототипом, но может на этот раз неугомонному британцу повезёт?