в 1948 году IBM запустила в своей нью-йоркской штаб-квартире ЭВМ SSEC (Selective Sequence Electronic Calculator) — один из первых компьютеров с накопителем и, одновременно, последний в истории электромеханический компьютер
Вам наверное интересно: какой же это компьютер в 1948 году мог быть последним?
Хотя многие думают, что первым компьютером стал американский ENIAC, у него были предки. В их конструкции только частично предполагалось использование вакуумных ламп, зато активано применялся такой компонент как электромеханическое реле — триггер, который еще в 1918 году независимо друг от друга изобрели М. А. Бонч-Бруевич и англичане В. Икклз и Ф. Джордан.
Такими машинами были: незавершенный ABC 1939 года, Z3 1941 года, «Colossus» 1943 года и Mark-1 1944 года. Это очень разные машины, но их объединяло одно: они были не в полной мере электронными.
Коммутационные пульты SSEC
Вот и SSEC была таким же гибридом: на лампах строились только арифметическое устройство и «сверхоперативная» память на восемь 19-разрядных двоично-кодированных десятичных чисел (плюс знаковый разряд), а в устройстве управления и оперативной памяти на 150 слов использовались реле.
«Сверхоперативная» память на лампах как раз была тем накопителем данных, который отличал SSEC от более ранних ЭВМ. Программы и данные перфорировались на стандартных 80-колонных перфокартах, затем переносились на перфорированные бумажные ленты, а уже оттуда — в память.
Машина, содержавшая 12,5 тысяч электронных ламп и 21,4 тысчи реле, выполняла операции сложения и вычитания двух 19-разрядных чисел за 10 мс, операцию умножения двух 14-разрядных чисел — в среднем за 20 мс. Для своего времени SSEC была очень надежной машиной, делавшей в среднем одну ошибку за восемь часов работы. Этим она выгодно отличалась от более позднего и полностью электронного ENIAC, для обслуживания которого требовались инженеры с навыками Тарзана, чтобы моментально заменять постоянно перегоравшие лампы.
Томас Уотсон
SSEC начали разрабатывать еще в 1944 году, причем параллельно с ENIAC. Проект лично курировал тогдашний президент IBM Томас Уотсон.
К 1948 году, когда почти все было готово для демонстрации, выяснилось что в штаб-квартире IBM нет места для установки машины, занимавшей 160 кв. м. Поэтому срочно был куплен примыкавший к штаб-квартире обувной магазин, который превратили в машинный зал: сделали фальшпол, установили кондиционеры, заменили электропроводку, подвели кабели питания и т. д. Через огромные витринные окна за работой машины могли наблюдать прохожие.
Первый запуск SSEC
И вот, 24 января 1948 года в присутствии двухсот приглашенных гостей SSEC была продемонстрирована в действии с помощью программы для определения эфемерид Луны — положений спутника Земли с интервалом в 12 ч для ста предыдущих и ста последующих лет. В течение 7 мин машина произвела расчеты для одной точки, что потребовало выполнить 11 000 операций сложения и вычитания, 9000 — умножения и 2000 обращений к таблицам. После этого Томас Уотсон торжественно заявил:
Со смешанным чувством смирения и уверенности в будущем я предоставляю IBM Selective Sequence Electronic Calculator в распоряжение ученых всего мира
SSEC использовалась еще 4 года, вплоть до 1952-го, и на ней были решены различные задачи в области геофизики, оптики, химии, строительства, кристаллографии, экономики и, конечно, астрономии. С начала 50-х годов программистами при SSEC работали два выдающихся в будущем ученых: Джон Бэкус — создатель языка Фортран — и Эдгар Ф. Кодд, выдвинувший идею реляционных баз данных.
А после 1952-го эта ЭВМ стала историей: стало понятно, что будущее — за полностью электронными компьютерами.