в 1987 году американская Spectrum Holobyte представила первые коммерческие версии великого «Тетриса» – для IBM PC и Commodore 64

Spectrum_Holobyte_Tetris_PC

В тот день весь мир с удивлением узнал, что за железным занавесом тоже делают игры, а в мир геймдева неожиданно вторглись медведи в ушанках и купола собора Василия Блаженного на Красной площади.

Однако история «Тетриса» началась еще за 3 года до этого.

Предупреждаем: история детективная и запутнная – на грани международного скандала и Третьей мировой войны!

tetris_pajitnov

Алексей Пажитнов

В 1984 году, когда автор этой статьи еще раздумывал над своими первыми словами, программист Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов написал на ЭВМ «Электроника-60» игру-головомку для обкатки своих идей в сфере искусственного интеллекта. Трудно сказать, насколько это помогло ему в работе, но сама механика головоломки с падающими фигурками оказалась на редкость удачной.

Первоначально он тестировал головоломку «Пентамино», однако вычислительной мощности его «Электроники» для обработки результатов не хватало, и Пажитнову пришлось использовать более простую «Тетрамино». Отсюда и родилось название «Тетрис».

Увлекательная головоломка немедленно пошла по рукам, и вскоре появился ее порт для IBM PC, который написал 16-летний школьник Вадим Герасимов. Новая версия стала еще популярнее и быстро распространилась по вычислительным центрам СССР, а вскоре попала в Восточную Европу. А Пажитнова все это не очень волновало – советский программист и представить себе не мог, какая катавасия вскоре начнется из-за его забавной игрушки.

tetris_Gerasimov

Вадим Герасимов

И вот, ближе к концу 1984 года Пажитнов узнает, что встречи с ним настойчиво добивается некий Роберт Стейн – глава британской софтверной компании Andromeda. Встретились. Поговорили. И добрая душа Пажитнов просто подарил Стейну «Тетрис» — безвозмездно. А Стейн через некоторое время продал права на игру компании Mirrorsoft и ее дочерней фирме Spectrum Holobyte – обе принадлежали медиа-магнату Роберту Максвеллу. Последняя выпустила «Тетрис» для IBM PC и Commodore 64 в 1987 году. И тут началось.

Стейн конечно продал права, но по американскому законодательству совершил аферу, ведь никаких соглашений с Пажитновым у него не было. Реальные права на «Тетрис» в СССР получила компания «Электроноргтехника», а тут еще журналисты американской CBS организовали интервью с Пажитновым и предъявили миру настоящего автора игры. Стейну не оставалось ничего другого как ехать в Союз и договариваться с правообладателями. Однако русские неожиданно уперлись.

В это время Spectrum Holobyte и Mirrorsoft на условиях сублицензирования продали нечестно приобретенные права на разработку консольных версий «Тетриса» компаниям Bullet-Proof Software и Atari Games. В 1988 году президент Bullet-Proof Software Хэнк Роджерс предложил права на «Тетрис» Nintendo, которая как раз готовилась выпустить на рынок свой Game Boy. Nintendo заинтересовалась.

И вот в 1989 году в Москву нагрянули все участники представления: Стейн, который бодается с «Электроноргтехникой», Роджерс, который хочет договориться со Стейном касательно версии для Game Boy, и сын Максвелла Кевин, который хочет отстоять липовые права на игру, приобретенные его отцом у Стейна.

henk-rogers-pajitnov

Хэнк Роджерс и Алексей Пажитнов

Удача улыбнулась Роджерсу, который на тот момент представлял интересы Nintendo. Ему удалось подписать с «Электроноргтехникой» контракт, по которому он получал права на разработку «Тетриса» для карманных устройств. Роджерс поставил подпись и тут же с гордостью продемонстрировал своим новым партнерам картридж с версией «Тетриса» для Nintendo Famicom. Представители «Электроноргтехники» буквально разинули рты, ведь Nintendo не получала никаких прав на консольную версию! Роджерс начал объяснять, что уже приобрел права у Spectrum Holobyte, Mirrorsoft и Tengen – подразделения Atari. А ведь те получили права незаконно – от Стейна, который фактически украл идею у Пажитнова. Вдобавок, Tengen производила картриджи с чипами, позволявшими обходить защиту Nintendo Famicom, в результате чего Atari и Nintendo вели настоящую войну в судах.

Тут на сцене появился Кевин Максвелл, которого чиновники «Электроноргтехники» сходу огорошили, продемонстрировав картридж с «Тетрисом» для Famicom, на этикетке которого стоял логотип Mirrorsoft – компании принадлежавшей отцу Кевина. А папа, как говорится, не в курсе! Пришлось Кевину возвращаться в США ни с чем.

Пока тянулась вся эта свистопляска, кто-то из  «Электроноргтехники» умудрился повторно (!!!) продать права на аркадную версию «Тетриса» компании Atari Games. Последняя выпустила свою версию игры для Famicom от имени своего подразделения Tengen и назвала ее TETЯIS.

tengentetris-label

К марту 1989 года в битву за «Тетрис» включился глава американского отделения Nintendo Минору Аракава. В «Электроноргтехнике» его заверили, что в споре с Atari и Tengen он может рассчитывать на «помощь Москвы» и подписали с ним контракт на $5 миллионов.

А в это время Роберт Максвелл дошел до того, что вывел борьбу за «Тетрис» на международный уровень и привлек на свою сторону правительство Великобритании. Состоялись переговоры, и сам Горбачев пообещал Максвеллу, что ему «не нужно беспокоиться по поводу японской компании», несмотря на обещанную Nintendo «помощь Москвы». Однако советская «Электроноргтехника» проигнорировала слова Президента СССР, и все права на консольный «Тетрис» передала Nintendo. Atari подала на Nintendo в суд…

Казалось, что этому сумасшедшему дому не будет конца, но точку в этой истории поставил судья Ферн Смит, который принял решение в пользу Nintendo. Через некоторое время на рынке появился Game Boy и Tetris от Nintendo, а версия для Famicom и NES уже свободно продавалась.

Tetris_Gameboy

С тех пор «Тетрис» эволюционировал, разошелся по всем мыслимым и немыслимым платформам, став одной из самых успешных игр в истории.

А скромный Алексей Пажитнов смог воспользоваться плодами своего детища только в 1996 году, когда истёк срок первоначальной лицензии. Впрочем, он тут же объединился с Хенком Роджерсом, основал компании  The Tetris Company LLC и Blue Planet Software и начал получать прибыль от бренда «Тетрис». Попутно он устроился в Microsoft, где до 2005 года работал над  набором головоломок Pandora’s Box.

А совсем недавно Алексей рассказал, что последние десять лет он работает над многопользовательским режимом для «Тетриса». Мы, честно говоря, теряемся в догадках, как это возможно. Но будем надеяться, что товарищ Пажитнов еще удивит весь мир, ведь у него это неплохо получается.