в 1961 году инженер Уэсли Кларк из Массачусетского технологического института начал работу над дедушкой всех современных персоналок — компьютером LINC (Laboratory Instrument Computer)
Принято считать персональный компьютер чуть ли не порождением контркультуры. Дескать, талантливые самоучки вроде Генри Робертса или Стива Возняка перевернули с ног на голову всю отрасль, спаяв «на коленке» свои Altair и Apple-1. Но правда в том, что первый персональный компьютер имел вполне благородное происхождение. LINC разрабатывали профессионалы, и предназначался компьютер для биомедицинских исследований.
В начале 60-х под компьютером понималось внушительное сооружение, находившееся в зале со стеклянными стенами и обслуживавшееся людьми в белых халатах. Но когда Кларк получил заказ на создание ЭВМ для биохимической лаборатории MIT, он решил пойти другим путем — спуститься на ступеньку вниз от мэйнфреймов к чему-то более человечному.
Кларк первым в истории заговорил о «user friendly» (дружественном к пользователю) компьютере.
И вот, в марте 1962 года команда Кларка представила LINC. По тем временам он был крошечным — два блока, каждый размером с телевизор. Машина была 12-разрядной, работала на частоте 0,5MHz, а стоила по тем временам неслыханно дешево, «всего» $43 000. А ведь цены на «взрослые» ЭВМ тогда начинались от $1000000! Но главное, LINC спокойно умещался в лаборатории и с ним мог работать один человек. Причем, все в компьютере было сделано для удобства пользователя: клавиатура, небольшой дисплей и даже миниатюрные носители информации — позже они стали известны под названием DEC-tape.
Вторым важным моментом было то, что конструкцию LINC не патентовали, то есть это был один из первых примеров открытой архитектуры.
LINC вряд ли можно было назвать мощным. Но его конструкция постоянно улучшалась, а потом за клонирование этой машины взялась компания DEC и в конце-концов выпустила PDP-8 — еще более компактный и совсем уж персональный компьютер, который сообщил огромное ускорение всей отрасли.
В то же самое время в MIT параллельно с LINC велись работы над другой прорывной новинкой — графической системой Sketchpad.
По воспоминаниям Алана Кая, настоящего гуру компьютерной мультимедийной культуры, именно LINC и Sketchpad дали возможность переосмыслить идею компьютинга — увидеть в компьютере нечто большее, чем большой калькулятор. В свое время LINC вдохновил Кая на Dynabook, нечто удивительно похожее на современные планшеты, а инженеров Xerox PARC — на создание рабочей станции Alto, воплотившей идеи рабочего стола и графического пользовательского интерфейса.
Кстати, LINC сам по себе оказался на редкость живучим старичком. Последняя такая машина была выключена в июне 1992 года, а начала работать в 1964-м. Двадцать восемь лет — практически рекорд!