Наверное, правильнее было бы упомянуть немецкую премьеру, которая состоялась в Берлине 10 января того же года. Но к огромному разочарованию Ланга и всей съемочной группы, она провалилась. Зрители просто не поняли фильм. Что ж, их трудно винить в этом.

«Метрополис» сегодня считается высшей точкой развития немецкого киноэкспрессионизма и уж в 1927-м он никак не мог считаться мэйнстримом, доступным каждому. В течение 153-х минут зрители погружались в великолепие и кошмар «Метрополиса» — города будущего, разделенного на «рай» и промышленный «ад» для всех остальных. В фильме поднимались философские, социальные, политические вопросы — в том числе, и положение рабочих. В общем, сложное кино.

Metropolis-1

Для американского проката фильм пришлось практически ополовинить. Были вырезаны многие важные сцены, которые сильно влияли на восприятие сюжета. Печально, но таково было требование компании Paramount, которая занималась прокатом. Благодаря американской премьере «Метрополис» получил огромный успех у критиков и имел приличные сборы, но так и не смог окупить расходы. Еще бы: его бюджет составил 5 100 000 рейсмарок! Конвертировать эту цифру, чтобы сравнить с каким-нибудь современным блокбастером, будет непросто, поэтому скажем лишь, что тогда, в эпоху немого кино «Метрополис» стал самым дорогим фильмом в мире.

metropolis crowd

metropolis4-maria-robot

Так, в массовке было задействовано почти 30 000 человек, а для создания спецэффектов использовались самые передовые технологии своего времени. Широко применялась покадровая анимация, было собрано умопомрачительное количество моделей домов и машин, а для костюма робота («Лже-Марии») был специально разработан новый вид пластика, который постепенно твердел на воздухе.

Несмотря на все проблемы с восприятием и финансами, «Метрополис» утвердился как классика. Более того — классика, известная почти каждому. Отсылки к этому великому фильму можно найти в музыке (Queen, Kraftwerk, Madonna), кино («Звездные врата SC-1», аниме Metropolis Robotic Angel), играх (Deus Ex: Invisible War).

12 февраля 2010 года одновременно на Берлинском кинофестивале и во Франкфурте состоялся показ обновленной, полной версии фильма с музыкой Готфрида Хупперца.