Вот уж действительно — игра, которая сумела подвинуть великий Doom и несколько лет успешно соперничала с более продвинутыми технически Quake и Quake 2. Более того: это игра, которая нет-нет, да и повлияла на мировую культуру. Помните сплиновское «Родригес будет жить еще долго, а Дюк Нюкем должен умереть»? А в Штатах с подачи пиксельного старины Дюка во время разборок до сих пор в ходу фраза «Come get some».

Свое начало эта чудо-FPS берет от трилогии Duke Nukem — отличных PC-платформеров начала 90-х. Игрушки были хороши, но имели все шансы затеряться в процессе бурного развития геймдева. Спасибо Apogee и 3D Realms — не дали.

Понятно, что разработчики Duke Nukem 3D вдохновлялись Doom, Heretic и Wolfenstein 3D, но то что у них получилось, во всех отношениях превзошло классику. Начнем с технической стороны.

У «Дюка» было все, чего не хватало «Думу»: возможность создавать «помещение над помещением», разрушаемость стен, изменяемая архитектура уровня, полноценный обзор мышкой, наличие камер, в которые можно посмотреть, интерактивность (унитазы, которые можно было применить по назначению, транспорт, зеркала, телевизоры и прочие радости). Движок BUILD от Кена Сильвермэна, благодаря портально-секторной технологии, позволял создавать совершенно разные помещения в одном геометрическом пространстве — такого не было плоть до второго Far Cry. В общем, будь Джон Кармак завистливым, он бы сточил себе все зубы, скрежеща ими от зависти.

Это был всем знакомый первый уровень «Дюка» Hollywood Holocaust. А вот так выглядел «LameDuke» — бета-версия, которая здорово отличалась от того, что мы знаем:

Но главное оружие Duke Nukem 3D — это вовсе не технологии, а атмосфера. Угарная атмосфера. Игра с нарочито небрежным сюжетом затягивала так, что некоторые вынырнули из нее всего несколько лет назад. Все эти хряки-полицейские, отзывчивые девушки, демонстрировавшие за баксы свой богатый внутренний мир, сальные фразочки самого Дюка — все это визитная карточка невероятно яркой игры. Удивительно, что создатели «Дюка» вообще избежали судебных исков. Представьте себе игру, в которой по интернациональному, цветному Лос-Анджелесу бродит белый блондин и закатывает в асфальт всех «не таких», сопровождая это репликами в духе «Your face, your ass… What’s the difference?!» Это все о нем — о «Дюке».

В том же 1996-м вышел и главный соперник пошлого Блондина — Quake, и их противостояние на многие годы стало причиной лютых сетевых холиваров. Не будем влезать в это и предоставим слово Гамоверу и Бонусу — им виднее:

Да, в честной борьбе победило наследие Quake. После «Дюка» вышло еще несколько FPS с пиксельными монстрами и NPC (Shadow Warrior, Blood, Redneck Rampage), и с конца 90-х все игры этого жанра переключились на полигоны. Но напоследок «старая школа» дала новичкам хороший бой, и «Дюк» стал настоящей легендой.

Порты «Дюка» успели побывать на PS1, Sega Saturn, Nintendo 64 и даже (неофициально) на Sega MegaDrive:

Стараниями фанатов Duke Nukem 3D и сегодня выглядит очень неплохо. Вот так выглядит мод eDuke32 в сочетании с Polymer Renderer:

А вот демонстрация прошлогоднего High Resolution Pack с надоедливыми комментариями (и когда они на Ютубе отучатся портить ролики своими голосами?):

Мы специально не стали рассказывать о Duke Nukem Forever. Это печальная история: единственное, чем прославилась эта игра, так это тем, что она стала величайшим долгостроем за всю историю геймдева — ее начали разрабатывать в 1997-м, а выпустили только в 2011-м.

Зато в прошлом году вышел мод под названием Duke Nukem Forever 2013 Mod, где фанаты на движке Build воссоздали тот Duke Nukem Forever, который задумывался еще 17 лет назад:

А в 2011-м, к сожалению, заморозилось производство другого мода — Duke Nukem 3D: Reloaded на Unreal Engine 3. Судя по скриншотам, игра должна была стать полной конверсией классического «Дюка» с использованием современных технологий, но что-то пошло не так.

Жаль конечно, но все же мы видим — несмотря на прошедшие годы, веселое, разрушительное и в меру нецензурное дело мистера Нюкема все еще живо!