в 1977 году в США состоялась премьера космооперы «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда». При бюджете $11 млн он собрал в прокате $775 млн. и стал легендой. Но есть и еще один момент: этот фильм стал первым, для создания спецэффектов в котором широко применялись компьютеры.
Собственно, спецэффекты — механические и оптические — появились еще на заре развития синематографа — у Жоржа Мельеса в «Путешествие на Луну» 1902 года. И Лукас с командой очень внимательно изучали его наработки. Но при создании четвертого (первого по времени) эпизода «Звездных войн» возникла одна существенная проблема. Планировалось множество сцен динамичных боев в космосе, однако существовавшие тогда технологии управления камерой не позволяли это снять.
Эталоном спецэффектов тогда была «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика. Множество сцен в фильме было создано с помощью комбинированной съемки. Но одно дело — степенно проплывающие корабли у Кубрика и совсем другое — «догфайты» юрких истребителей и многократно меняющиеся ракурсы съемки, о которых мечтал Лукас. К тому же технология, применявшаяся в «Космической одиссее» была очень дорогой и требовала массу времени. А ведь Лукасу нужно было 350 планов с эффектами!
Поэтому основанная Лукасом в 1975 году студия ILM, «Industrial Light & Magic» начала именно с того, что начала искать новые способы управления камерой при комбинированных съемках, чтобы достигнуть полного правдоподобия. Возглавивший ILM Джон Дисктра потратил почти год, однако создал нечто революционное — систему компьютерного контроля движений камеры.
Чтобы добиться реализма при съемках космических кораблей, движущихся в пространстве, ILM пошли от обратного: вместо того, чтобы двигать корабли относительно камеры, как делалось до сих пор, они двигали камеру относительно неподвижных кораблей! То есть модель корабля фотографировалась с помощью камеры, укрепленной на специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение камеры при каждом кадре сохранялось в памяти, и создатели получили возможность добавить на стадии монтажа любой фон в полном соответствии с ракурсом съемки.
Джон Дискстра впоследствии хвалился:
У нас космические корабли все время проплывают над планетами, а Кубрик этого сделать не мог. Его корабли почти всегда в одной плоскости, и видеть их можно только под одним углом. Наши звездолеты видны в самых разных положениях и под всеми углами зрения.
Управляемая компьютером система позволяла снимать элементы, которые потом будут соединены в одном кадре: модель, ее силуэт для маскирования, отдельно свет двигателя, отдельно внешний свет (иллюминаторы), и отдельно рефлексы, отбрасываемые на корабль другими объектами. Потом все это склеивалось воедино с нужной экспозицией. Самое главное: благодаря этой системе контроля движения были полностью исключены ошибки в скорости движения элементов, ракурсе и изменении положения относительно камеры.
В «Новой надежде» было немало и других великолепных спецэффектов — всего из $11 миллионов бюджета на них потратили 4 миллиона — огромную сумму для 70-х. Но так уж получилось, что именно компьютеры со временем стали главным инструментом для создания визуальных эффектов в кинофантастике. А крошечная ILM, основанная Лукасом специально для «Звездных войн», разрослась до настоящего гиганта. «Industrial Light & Magic» создавала спецэффекты к «Гарри Поттеру», «Парку Юрского периода», «Назад в будущее», «Терминатор 2» и другим блокбастерам. Команда ILM 14 раз награждалась премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и 14 раз премией «За научные и технические достижения».