в 1963 году Айван Сазерленд представил первый в мире графический редактор и систему автоматизированного проектирования Sketchpad
Sketchpad стал частью диссертации Сазерленда на соискание докторской степени в Массачусетском технологическом институте.
Эта программа оказалась первой по многим позициям. Она использовала полностью графический интерфейс пользователя, была написана на объектно-ориентированном языке программирования, а для создания рисунков в ней использовалось «световое перо» — далекий предок современного стилуса для графического планшета.
50 лет назад Сазерленд наглядно продемонстрировал, что компьютерная графика может широко применяться как инженерами, так и художниками.
В Sketchpad впервые начали применяться понятия «объект» и «образец» (instance). На практике это означало, что для любого созданного объекта можно было создать копии, и любое изменение оригинала влекло за собой изменения и его копий. Сегодня это стандартная функция любого более-менее серьезного графического редактора. А еще в Sketchpad была возможность привязки параметров объекта к определенным значениям. Например, можно было задать определенный угол между двумя пересекающимися линиями так, чтобы при манипуляциях этот угол сохранялся.
Написанный для ЭВМ Lincoln TX-2, Sketchpad так и остался частью дипломной работы, однако он сильно повлиял на развитие профессиональных систем проектирования, таких как Auto CAD, а также графических интерфейсов.
Несколько лет спустя Дуглас Энгельбарт продемонстрировал операционную систему oN-Line с графическим UI и множеством приложений, таких как текстовый процессор, редактор таблиц, графический редактор.