в 1999 году на экраны США вышел фильм «Матрица» братьев (ныне брата и сестры) Вачовски, ставший, по образному выражению своего продюсера Джоэла Сильвера, «первым фильмом нового столетия»
Несмотря на то, что по жанру это научно-фантастический боевик, лежащая в основе его сюжета идея о симуляция реальности типа «мозги в бочке», созданной разумными машинами, имеет глубокие философские корни.
Идея «Матрицы» во многом воспроизводит платоновский миф о пещере, который по мнению Сократа, в одной из интерпретаций является воплощённой идеей солипсизма. В фильме есть множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные, в особенности гностические, идеи. «Матрица» также активно использует мотивы «Алисы в Стране чудес», Айзека Азимова (рассказ «Профессия»), романа Артура Кларка «Город и звёзды», гонконгских боевиков и аниме.
Однако, как это часто бывает, для большинства зрителей наиболее важной оказалась визуальная, а не философская составляющая. И в этом плане «Матрица» не подкачала — стоимость спецэффектов в фильме составила $12,6 миллионов (20 % от бюджета). Визитной карточкой фильма стал эффект «Bullet Time» — практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.
Критики восприняли фильм по-разному: «отец киберпанка» Уильям Гибсон просто восхитился фильмом, режиссер Джосс Уидон и вовсе назвал матрицу своим «фильмом номер один», а вот некоторые упрекнули «Матрицу» в злоупотреблении экшеном, чрезмерной пафосности и отсутствии самоиронии.
Тем не менее, при бюджете в $63 миллиона, «Матрица» собрала $171 миллион в США и $460 в мире, а на DVD разошлась более чем 3-миллионным тиражом в одной только Америке. Также, фильм получил четыре «Оскара», 28 других премий и 36 номинаций.