в 1996 году состоялся самый первый релиз Quake — шутера от первого лица, который вначале стал популярным, а потом и культовым, раз и навсегда изменив облик жанра

quake-monstri

Хотя поначалу игру приняли не очень восторженно: все какое-то серое, сюжет прямо по заветам Джона Кармака — как в порнофильме. Не распробовали еще. В том же году вышел расписной и веселый Duke Nukem 3D на думоподобном движке Build и даже чуть потеснил новичка. Но после 22 июня, когда вышла доработанная версия Quake, все встало на свои места.

Для начала игроки сообразили, что сюжет в новинке от id Software — для галочки, а основное веселье начинается в мультиплеере. И тут Quake давал сто очков вперед любому конкуренту. У него была отлично продуманная система клиент-сервер, то есть при наличии нормального канала, можно было играть с кем угодно, где бы он ни находился. А в это время думо- и дюкоманы еще стаскивали свои компьютеры друг к другу и коннектились напрямую. Буквально через полгода был выпущен Quake World с улучшенным сетевым кодом, и жизнь в сети забурлила.

Quake_comparison

Настоящее 3D в Quake

Duke_3D

Не совсем 3D в Duke Nukem

Вторым плюсом стала как ни странно та самая «серая» графика. Quake стал первой игрой, где массово и, главное, успешно использовались текстурированные полигональные модели вместо спрайтов. Полигональным тут был даже огонь! Были даже зачатки системы частиц: кровь, эффект от телепорта и дым ракет. Таким образом, игроки попадали в полностью трехмерный мир, а не в 2,5D с костылями и кривой перспективой как в Duke Nukem 3D или Doom.

На самом деле, попытки создать полное 3D были и раньше. Например, в Terminator: Future Shock или Descent, но модели в этих играх смотрелись жутковато. Зато «кваковские» Grunt’ы и Knight’ы несмотря на угловатость выглядели почти как живые. К тому же, благодаря общей объемности окружения, в Quake было проще ориентироваться, появилось даже ощущение собственного веса. Добавим сюда еще сбалансированное оружие и получим игру, в которую играли часами и даже днями.

Автор этой статьи прогуливал школу, регулярно зависая с Quake в одном из первых в Москве игровых клубов.

И еще одно обстоятельство, язык Quake C, сделал игру настоящим долгожителем. Он позволял спокойно создавать моды, некоторые из которых вообще мало походили на оригинал. Была даже одна неплохая гонка «с мясцом» — Quake Rally.

Другой мод, Team Fortress по своей популярности не уступал самому Quake, а его наследие  процветает и сегодня. Можете убедиться в этом на Steam. Кстати, легендарный Half-Life построен на базе доработанного движка Quake.

Quake вообще появился в очень удачное время. Сначала это был эксклюзив для DOS, затем вышел отличный порт под Windows — WinQuake, а затем и первая игра для 3D-ускорителей — GLQuake. Потом была еще целая пачка консольных версий. Даже прошедшие с момента релиза 17 лет не состарили игру.

Вот так, например, выглядит современный GL-порт Dark Places:

Вот такая перед нами легенда. Можно бы еще рассказать о том, как Quake повлиял на жанр FPS и вообще всю индустрию, но боимся утомить вас. Это была бы долгая история. Главное, что «Квака» и сегодня отлично играется даже на фоне Crysis’ов и Far Cry’ев. Это классика, и она не стареет.